Огни святого Эльма

Огни святого Эльма и природа необычного явления

Огни святого Эльма

Морское путешествие и в наши дни на современном лайнере может оказаться рискованным мероприятием. Стихия бывает сильнее человека и техники. А каково приходилось мореплавателям, отправлявшимся в неизведанные края на утлых парусниках? На кого было рассчитывать, к кому взывать о помощи во время страшных бурь?

С древних времен моряки Средиземноморья радовались и успокаивались, когда на мачтах парусных кораблей в непогоду появлялось необъяснимое свечение. Это означало, что их святой покровитель Эльм взял их под защиту.

Об усилении шторма говорили пляшущие, а об ослаблении — неподвижные огни святого Эльма.

Святой Эльм

День памяти католического мученика Эльма, который известен еще как Эразм (Эрмо) Антиохийский или Формийский, отмечается 2 июня.

Мощи святого находятся в храме его имени в Гаэте (Италия), умер он в соседней Формии в 303 году. Легенда гласит, что он принял мученическую смерть — палачи намотали его внутренности на лебедку.

Этот предмет остался как атрибут святого, с которым он приходил на помощь попавшим в беду морякам.

Холодное пламя

Огонь на кончиках мачт по описаниям выглядел как пламя свечи или фейерверк, кисточки или шары бледно-голубого или фиолетового цвета. Поражает размер этих огней — от 10 сантиметров до метра! Иногда казалось, что весь такелаж покрыт фосфором и светится.

Сияние могло сопровождаться звуком шипения или свиста.
Попытки отломить часть снасти и перенести пламя не удавались — с обломка огонь поднимался на мачту.

От пламени ничего не загоралось, оно никого не обжигало, хотя светило довольно долго — от нескольких минут до часа и дольше.

Древние греки называли это свечение «Кастор и Поллукс», «Елена». Встречается и такое наименование огней: Corpus Santos, «Святой Гермес», «Святой Николай».

В дошедших до нас письменных источниках от Плиния Старшего и Юлия Цезаря, записках о путешествиях Колумба и Магеллана, письмах Дарвина с корабля «Бигль», сочинениях Мелвилла («Моби Дик») и Шекспира говорится о встречах мореплавателей с огнями.

Хроника кругосветного плавания Фернана Магеллана повествует: «Во время тех штормов нам много раз являлся сам Святой Эльм в виде света… чрезвычайно темными ночами на грот-мачте, где оставался в течение двух и более часов, избавляя нас от уныния».

Знакомы не только морякам

Не только на кораблях, но и на шпилях и углах зданий, флагштоках, фонарных столбах, молниеотводах и других высоких предметах и сооружениях, имеющих острые окончания, загораются огни святого Эльма.

Пилотам самолетов также знакомо это явление. На винтах, заостренных кончиках крыльев и фюзеляжа пролетающего вблизи тучи лайнера могут появляться кисточкообразные разряды — огни святого Эльма.

Фото Джеймса Эшби — командира экипажа, — сделанное однажды в грозу во время посадки в Пномпене, демонстрирует синее свечение на носу самолета.
Одновременно возникают сильные статические радиопомехи.

Высказывалось мнение, что именно этот огонь вызвал возгорание водорода и стал причиной крушения огромного и роскошного дирижабля «Гинденбург» в мае 1937 года.

Хорошо знакомы с огнями святого Эльма альпинисты. Когда они входят в грозовое облако, над головами может появляться светящийся нимб, сияют кончики пальцев, с ледорубов стекает пламя. Наблюдатели говорят, что в грозу светятся даже макушки деревьев, рога быков и оленей, высокая трава.

Загадочные эффекты

Природа преподносит людям много интересного для разгадывания. Все знают, что такие явления, как радуга, гало (три солнца) в мороз, мираж в жару — оптические проделки атмосферы, создающей в воздухе призмы и зеркала, преломляющие и отражающие свет.

Завораживающие синие и зеленые сполохи полярного сияния создает возмущение электромагнитных полей Земли. За огни святого Эльма ответственно электричество атмосферы.

Научное объяснение

Так что из себя представляют огни святого Эльма? Какова природа этого явления? Мифология отступила перед объяснением Бенджамина Франклина, сделанным в 1749 году. Именно он описал, как молниеотвод притягивает небесный «электрический огонь» из тучи на расстоянии еще прежде, чем произойдет удар. Свечение на кончике устройства и является огнем святого Эльма.

Атмосферное электричество ионизирует воздух, вокруг остроконечных предметов концентрация ионов становится максимальной. Ионизированная плазма начинает светиться, но, в отличие от молнии, стоит на месте, а не движется.
Цвет плазмы зависит от состава ионизированного газа. Азот и кислород, из которых в основном состоит атмосфера, создают светло-голубое свечение.

Коронный разряд

Коронный, или тлеющий, разряд возникает, если потенциал электрического поля в воздухе неоднороден, а вокруг одиночного объекта становится больше 1 квольт/см. В хорошую погоду это значение в тысячу раз меньше. В начале формирования грозовых облаков оно вырастает до 5 вольт/см. Удар молнии — это разряд более, чем в 10 квольт на сантиметр.

Величина потенциала неоднородно распределяется в атмосфере — она больше возле заостренных предметов, находящихся на высоте.

Становится понятно, что близость грозы (или торнадо) создает в атмосфере потенциал, достаточный для появления ионной лавины, вызывающей голубоватое свечение заостренных предметов, находящихся на возвышении.

Песчаная буря и извержение вулкана тоже ионизируют воздух и могут стать причиной этого явления.

Прирученное свечение

Современному человеку необязательно отправляться в плавание или в полет во время грозы, чтобы посмотреть на свечение ионизированного газа, того, чем и являются огни святого Эльма. Что это такое — можно увидеть в обычной лампе дневного света, неоновой и других галогеновых лампах.

На самолетах приходится устанавливать приспособления, которые не дают атмосферному электричеству скапливаться на поверхности и создавать помехи.

Но хотя романтика и мифы сменяются обыденностью, интерес и волнение, связанные с необычными явлениями природы, не оставят человека никогда.

Таинственные голубые огни святого Эльма будут будоражить воображение путешественников и заинтересованных читателей.

Источник: //fb.ru/article/170486/ogni-svyatogo-elma---foto-i-priroda-neobyichnogo-yavleniya

Огни святого Эльма: миф или реальность?

Огни святого Эльма

Издревле жители побережий и моряки могли наблюдать таинственные огни, которые появлялись во время непогоды. Чаще такие огни появлялись в конце бури или шторма и предрекали окончание опасной погоды. Возникали эти огни непосредственно на мачтах кораблей, поэтому и видели их именно моряки.

Так же их могли заметить на пришвартованных кораблях, а ещё на крестах церквей, расположенных неподалёку от побережья. Моряки считали это явление спасительным знаком и всегда были ему рады.

Таким образом, благодаря таинственным силам, которые оберегают моряков во время шторма, сильной грозы или бури, и появилась эта легенда.

Мачта корабля напоминает по форме крест и так же как шпиль или крест церкви, возвышается над уровнем моря. Поэтому свечение огней хорошо видно издалека, толковалось оно не как иначе, как расположение божественного начала к святому. В честь этого святого и строилась церковь или же корабль. Ведь в те времена было принято называть корабли именами тех или иных святых.

Покровитель мореплавателей

В Средиземноморье данное явление приобрело название «Огни святого Эльма». Названы они так в честь Эльма (Эрасмуса), который был замучен во времена гонений на христиан ещё в 303 году. Мореплаватели считали его своим покровителем.

Огни, названные в честь святого Эльма легко перепутать с шаровой молнией. Возможно, это связано с тем, что они так же имеют электрическое происхождение. По крайней мере, так считалось учёными в XVIII веке. Позднее в XIX веке появилась гипотеза о том, что это не что иное, как «осевшие вязкие испарения моря».

Конечно, обе эти версии имеют право на существование, но ни одна из них до сих пор не была доказана. В XX веке появилась новая гипотеза, сопутствующая теории о тлеющих, коронных и дуговых разрядах. Не так давно завершила своё существование версия о том, что эти самые огни являются видимой частью таких разрядов.

Намного позже учёными экспериментальным путём было выявлено, что любой предмет, помещённый в облако капель, способен светиться. Но вся загвоздка в том, что огни святого Эльма появлялись так же и в средней Азии, где не было ни одной капли. Как такое могло быть? Получается, учёные снова ошиблись и эти огни так и остались загадкой для человечества.

Те, кто видел эти таинственные огни, говорят, что на ветру они не подвижны, в отличие от пламени свечи или костра. Кроме того, от них нельзя обжечься или воспламениться. И от воды они так же не гаснут.

Но при этом их нельзя увидеть отдельно от какого-либо предмета, окрашены они в бело-голубой цвет и от них нет ни звука, ни запаха.

Но при этом размер пламени таких огней явно виден и равен он приблизительно от десяти до пятнадцати сантиметров.

Таинственные огни, горящие на мачтах кораблей, по мнению тех, кто их видел, являются вестниками потустороннего мира, они так же непонятны и загадочны. Поэтому их и причисляют к именам, о которых говорится в легендах, или которые обросли легендами и историями не только мифологического происхождения.

Подобным явлениям часто даются имена мучеников, а это обширная тема для исследования. Стоит лишь упомянуть, что большинство из них умирало от необычных казней, смысл которых кроется очень глубоко.

Так, например, до сих пор не известно, для чего убивали посредством бычьей кости, когда можно было прибегнуть к более простому способу. Или такой способ казни — распятие на воротах вниз головой. Говорили, что это добровольный вид казни, то есть приговорённый к смерти сам выбирал такой способ.

Конечно, здесь можно найти множество подтекстов и объяснений, но неизвестно правдивы ли они или это всего лишь домыслы людей. Про самого же святого Эльма известно немного и по одной из версий его убили зверской пыткой.

Эта версия говорит о том, что ему с помощью лебёдки вытянули все внутренности, пока тот не умер от мук и страданий. Эзотерики могут здесь увидеть свою связь с внутренним и внешним миром, но не известно, насколько они правы в своих высказываниях.

Один из известных миру древнеримских философов Сенека подразделял огни на два вида — земные и небесные. По его утверждению, загадочные огни на мачтах кораблей не что иное, как звёзды, которые нисходят во время грозы или шторма. Ранее, ещё до появления христианства, эти огни были связаны с именем Тиндарея, чья семья оставила неизгладимый отпечаток в истории всего мира.

Древнегреческие огни Диоскуров

Если в Средиземноморье покровителем моряков был святой Эльм, то в древней Греции это были близнецы Диоскуры. Согласно древнегреческой мифологии Зевс дал бессмертие этим братьям-близнецам, но превратил их в две ярчайшие звезды на небосводе и поместил в созвездие близнецов.

И согласно легенде, появление «Звёзд Диоскуров» на мачтах кораблей говорит о том, что братья встретились со своей сестрой Еленой. Легенда говорит, что эти огни устраивает сама Елена в честь этой встречи.

Древняя мифология говорит о том, что бессмертным был только один брат, а другой получил часть его бессмертия, погибнув в бою, но взамен за продолжение жизни они теперь должны попеременно жить то на небе, то в Аиде (подземное царство мёртвых).

В место свечения «Звёзд Диоскуров» иногда ударяла молния, отсюда и сложилась эта легенда о встрече Елены с братьями. Людьми были сделаны свои выводы, которые говорят о встрече прошлого с будущим, что показано таким природным явлением и энергетическим обменом. Причём прошлое здесь показано как холодное свечение на мачте, а будущее как шаровая молния соответственно.

Если обратиться к физике, то можно выяснить, что огни Диоскуров — это вполне объяснимое явление, ведь световая материя обладает своими свойствами, которые могут быть схожи со свойствами частиц и волн, которые появляются при передаче энергии на расстоянии. Светозвуковой поток постепенно меняется, а вместе с ним и структура поля, именно поэтому в этот период не могут работать радиопередатчики. Всё это так же объясняет и то, почему эти огни издают тихий потрескивающий звук больше похожий на шипение.

Таким образом, согласно легендам и мифам, таинственные огни Диоскуров являются маяками не только живущим на земле (предрекая скорое окончание бури или шторма), но и умершим, которые в этот момент могут покинуть мир мёртвых и перейти в мир живых. Но это, скорее всего мистические предположения, которые на деле не более чем миф.

Источник: //occulte.ru/nepoznannoe/2413-ogni-svjatogo-jelma.html

Огни святого Эльма. Все о природе этого явления

Огни святого Эльма

Огнями святого Эльма мореходы называют яркое свечение, вызываемое накоплением электрического заряда в грозовую погоду, которое часто можно видеть на мачтах и реях судна.

Такого рода свечение можно видеть и вокруг пробивающегося через тучу самолета, а порой и просто в высокогорных районах, когда грозовая туча проходит над высоким пиком.

Это удивительное природное явление с интригующе-романтическим названием относится к виду тихих электрических разрядов.

В естественных условиях его можно наблюдать исключительно в ночное время в виде светящихся кисточек, струй, шлейфов, покрывающих острия и шпили высоких строений, оснастку кораблей и вершины других возвышающихся предметов.

Для неподготовленных людей это может быть довольно пугающим зрелищем — складывается впечатление, что окружающие предметы охвачены неким потусторонним пламенем, при этом часто это может сопровождаться легким сухим потрескиванием, словно горит куча хвороста.

«На протяжении целого часа в небе полыхали молнии. Стальные канаты, верхушки мачт, нок-рей, концы подъемных стрел — все светилось. Казалось, на всех штагах через каждые 4 фута были повешены зажженные лампы, а на концах мачт и нок-рей засветили яркие огни. Будто мириады цикад поселились в оснастке, или с треском горел валежник и сухая трава», — написал капитан парохода «Моравия» А.Симпсон.

Святой Эльм. Как появилось название

Легенды связывают появление невероятного свечения со святым Эльмом (Эразмом, или Эрасмусом), покровителем моряков Средиземноморья, который, по рассказам, умер в море во время сильного шторма.

Умирая он пообещал морякам, что непременно явится им в том или ином виде, чтобы сообщить, суждено ли им спастись.

В скором времени после этого на мачте появилось странное свечение, которое они и восприняли как явление или самого святого, или посланного им знака во исполнение своего обещания.

В некоторых других источниках появление термина «огни святого Эльма» связывают с названием религиозного праздника в честь святого Эльма, когда над одной церковью верующие увидали светящиеся верхушку и крест. Моментально разлетевшаяся молва, раздутая религиозным экстазом прихожан, обеспечила популярность этого «знамения».

Странное явление в легендах

Странному феномену, может быть, было бы дано другое название, если бы верующие знали, что подобного рода «чудеса» наблюдались в другом месте и в другое время. Так, в Древней Греции это явление называлось «огнями Кастора и Поллукса» — по имени мифических братьев-близнецов, которым Зевс дал бессмертие, превратив их в две самые яркие звезды в созвездии Близнецов.

Исторические документы тех времен зафиксировали появление огней святого Эльма среди греческих воинов перед решающими морскими и сухопутными сражениями, победы в которых прославили впоследствии греческое оружие.

Поздней диковинные огни начали называть Еленой в честь сестры светящихся братьев-близнецов.

Плиний сообщал, что в его время путешественники считали добрым знаком появление двойных огней, потому как тогда корабль явно находилось под покровительством Близнецов; если же огонь был одиночным, то это воспринимали как плохой знак и предзнаменование кораблекрушения.

Греки-христиане без лишних трудностей переименовали их в огни святой Елены в честь благочестивой императрицы, совершившей поездку на Святую землю в поисках истинного Креста. В Испании и Португалии их называли «Corpus Santo», подразумевая воплощение святого Эльма. Эти диковинные огни находят документальное отражение и в летописях на Руси.

К примеру, в Начальной летописи, датируемой 1618 годом, можно прочесть следующее: «В день N февраля месяца в Печерском монастыре явился столп огнен от земли до небеси, а молния осветиша всю землю, и в небеси прогреме в час первый нощи, се же столп первее ста на трапезнице камяной, яко не видете бысть креста, и постояв мало, соступи на церковь и ста над гробом феодосевьевым».

От священника до моряка

Вполне понятно, что суеверные люди принимали описываемое природное явление за небесное «знамение», в особенности если видели свечение высоко расположенных над землей церковных крестов. Церковные служители использовали этот феномен для усиления религиозности среди верующих.

А в Швейцарских Альпах жители использовали огни святого Эльма для своеобразного прогноза грозы. На возвышенном месте (к примеру, на стене замка) водружалось копье с деревянным древком.

Стражник замка периодически подносил к этому копью алебарду, и если возникали искры, он звонил в колокол, предупреждая крестьян, пастухов и рыбаков о приближающейся грозе.

Но в особенности благоговейно к этому явлению относились моряки.

Их охватывал радостный трепет, когда в обстановке низко летящих облаков на концах мачт внезапно появлялось свечение — символ того, что Святой Эрасмус принял корабль под свое покровительство.

И потому как чудесные огни как правило появляются тогда, когда самый пик шторма уже позади, счастливое «знамение» обычно сбывалось, и судно выходило победителем в битве с волнами.

Так, Христофор Колумб смог подбодрить свою упавшую духом команду, указав на священные огни на верхушке мачты как на предсказание скорого окончания их изнурительного похода. В дни парусного мореходства принимали за счастливую примету, когда чудесные огни оставались наверху среди мачт, и предвещало беду, если огни спускались на палубу.

Некоторые из моряков верили, что это душа погибшего капитана или другого морского товарища, возвращающаяся на судно, чтобы предупредить о кораблекрушении или другом бедствии.

Считалось опасным подходить к свечению близко или пытаться прикоснуться к нему, а если оно появлялось в виде нимба вокруг чьей-либо головы, то это предвещало скорую смерть и переход в мир ангелов.

Природа явления разгадана учеными

В наши дни природу этого красивого и захватывающего явления разгадали ученые.

Свечение огней святого Эльма появляется в наэлектризованной атмосфере, когда величина напряженности электрического поля в атмосфере у острия достигает порядка 500 В/м и более.

Этот тлеющий разряд сходен с огнями неоновых реклам и появляется вследствие стекания электрического заряда с острых концов разного рода предметов.

Известно что, все тела состоят из положительно и отрицательно заряженных частиц. Эти частицы притягиваются друг к другу, и если их разъединить, то они всячески стремятся соединиться снова.

Когда у основания облака скапливаются отрицательно или положительно заряженные частицы, то они способствуют возникновению противоположного заряда на земной поверхности.

Между землей и облаками образуются потоки заряженных частиц, и когда они начинают двигаться на большой скорости, то на небе появляются яркие вспышки молний.

Если заряды не имеют возможности накопиться до возникновения желаемой разрядки, так как где-то произошла их «утечка», то молнии не могут образоваться.

Именно так работают громоотводы — верхушка громоотвода способствует «утечке» электронов и предотвращает вспышки молний.

Таким образом, огни святого Эльма — естественное свечение, которое сопровождает атмосферные электрические «утечки» зарядов.

Где и когда возникает свечение

Огни святого Эльма можно увидеть зимой во время метелей или в сухую погоду с пыльными ветрами (к примеру, во время песчаных бурь).

В этом случае необходимым условием для появления свечения является — наличие в сухом воздухе твердых диэлектрических частиц песка, пыли или снега, переносимых ветром.

При взаимном трении частицы «аэрозоля» электризуются, что приводит к локальному увеличению напряженности электрического поля и вызывает появление электрических разрядов. Временами эти огни, венчая коров, пасущихся в долинах предгорий, превращают их в невиданных сверхъестественных чудовищ.

Имеются свидетельства, что таинственное свечение возникает также при извержении вулканов, когда воздух насыщен вулканических пеплом и частицами выбрасываемой породы.

Но более часто феномен фантастических огней можно наблюдать в горах, при этом явление достигает максимума, когда основание облака почти касается земли.

Не исключено, что горевший и несгоравший куст, в виде которого Бог беседовал с Моисеем на Синайской горе, был ни чем иным, как огнями святого Эльма. Считается, что свечение бывает более ярким и красноватым, когда грозовое облако на своей нижней границе имеет отрицательный заряд.

А если нижняя часть облака заряжена положительно, свечение слабей и у него голубоватый оттенок, что встречается в значительной степени реже.

Впрочем, для радистов на кораблях огни святого Эльма создают особые трудности, сильно электризуя радиоантенну. Подчас этот светящийся феномен возможно увидеть и на самолетах, где огнями венчаются винты и разные заостренные части корпуса. Но появление этого феномена отнюдь не радует пилотов вследствие сильных статических помех.

Для устранения негативного воздействия на самолетах устанавливают специальные разрядники в виде металлических метелочек, закрепленных на некотором расстоянии друг от друга. Эти разрядники не дают накопиться на корпусе заряду большой величины, а появляющийся заряд постепенно «сцеживается» в атмосферу.

Е.Гурнакова

ред. shtorm777.ru

Источник: //shtorm777.ru/ogni-svyatogo-elma-vse-o-prirode-etogo-yavleniya.html

Блуждающие огни

Огни святого Эльма

Блуждающие огни

Текст Сергея Борисова, журнальный вариант

Огни СвятогоЭльма

Saint Elmo's lights

Еще римский философ Сенека говорил, что порой «звезды словно нисходят с небес и садятся на мачты кораблей».

Древние греки называли их огнями братьев-близнецов Диоскуров – Кастора и Полидевка, покровителей моряков, а зажигала огни их сестра – прекрасная Елена. Позднее, в трудах Тита Ливия, отмечалось: когда флот Лисандра выходил в море, чтобы сразиться с афинянами, на мачтах галеры полководца вспыхнули огни, и все воины восприняли это как доброе предзнаменование.

Много позже огни Диоскуров стали именовать огнями святого Эльма, потому что они часто появлялись на шпилях собора святого Эльма в Италии. Но как бы они ни назывались, эти огни всегда были символом надежды, их появление означало, что самое страшное уже позади.

Во время плавания Христофора Колумба в Америку разразилась буря. Что было дальше, гласит предание: «Измученные тяжелой работой, напуганные молниями и свирепым океаном матросы начали роптать.

Во всех своих бедах они винили Колумба, затеявшего это безумное плавание, которому нет и не будет конца. Тогда Колумб приказал всем подняться на палубу и посмотреть на мачты. На их концах светились огоньки.

И возрадовались матросы, ибо поняли, что святой Эльм милостив к ним, и плавание закончится благополучно, и все останутся живы».

Огни святого Эльма как добрый знак восприняли и спутники Магеллана. Летописец первого кругосветного плавания, рыцарь Пифагетта, оставил в своем дневнике такую запись: «Во время ненастья мы часто видели свечение, которое называют огнями святого Эльма. Как-то ночью оно явилось нам подобием доброго светоча.

Огни оставались на верхушке грот-мачты в течение двух часов. В разгар свирепой бури это было для нас большим утешением. Перед тем, как исчезнуть, свечение вспыхнуло так ярко, что мы были восхищены и ошеломлены. Кто-то в неверии своем воскликнул, что сейчас мы погибнем, но в то же мгновение ветер стих».

В 1622 году тысячи «святых огней» усыпали мальтийские галеры, возвращавшиеся на родной остров, а 64 года спустя «святой огонь» буквально взял в плен французский корабль, направлявшийся к Мадагаскару.

Находившийся на его борту аббат Шаузи записал: «Дул страшный ветер, лил дождь, сверкали молнии, все волны морские были в пламени. Вдруг я увидел огни святого Эльма на мачтах нашего корабля. Они были величиной с кулак и прыгали по реям, а некоторые спустились на палубу.

Они сверкали и не обжигали, поскольку святость их не позволяла им творить зло. Они вели себя на корабле, как дома. Они веселились сами и веселили нас. И продолжалось это до рассвета».

И еще свидетельство – капитана парохода «Моравиа» А. Симпсона, относящееся к «случаю, имевшему место у островов Зеленого мыса» 30 декабря 1902 года: «В течение часа в небе полыхали молнии. Канаты, топы мачт и ноки рей – все светилось. Казалось, на всех штагах через четыре фута повесили зажженные фонари».

Подобных рассказов не счесть, и год от года их все больше. Причем поделиться ими готовы не только моряки с таких гигантов, как «Седов» или «Крузенштерн». Владельцы яхт тоже становятся очевидцами этого удивительного явления. Кого-то оно пугает, но лишь тех, кому ничего не известно об огнях святого Эльма, об их физической природе.

Как правило, огни святого Эльма представляют собой светящиеся шары, реже они напоминают пучки или кисточки, еще реже факелы. Но как бы эти огни ни выглядели, они не имеют ничего общего… с огнем.

Это – электрические разряды, возникающие при большой напряженности электрического поля в атмосфере, что чаще всего бывает во время грозы. Обычные молнии сопровождаются оглушительным громом, ведь молния – это сильный и быстрый электрический разряд. Однако при определенных условиях происходит не разряд, а истечение зарядов.

Это тот же разряд, но только «тихий», его еще называют коронным, то есть венчающим какой-либо предмет подобно короне. При таком разряде из различных острых выступов – тех же корабельных мачт, – начинают выскакивать одна за другой электрические искры.

Если искр много и процесс длится более или менее продолжительно, возникает сияние.

В общем, если ваша яхта вдруг засияет, как новогодняя елка, не хватайтесь за огнетушитель. Вам повезло – это огни святого Эльма, которые всегда приносят удачу морякам. Единственная неприятность, которая вам грозит, это радиопомехи. Но это можно пережить, зрелище стоит того!

Шаровая молния

Ball-lightning

Никто не знает, что это такое – шаровая молния.

Величайшие умы человечества бились над разгадкой, пытаясь создать физическую теорию возникновения и протекания этого явления, однако вынуждены были ограничиться гипотезами, которые в устах простого человека звучат так: «Возможно… нельзя исключить… если предположить…» Таких гипотез на сегодняшний день более двухсот, и есть среди них совершенно экзотические, типа: «посланцы из параллельного мира» и «сублимированное единение квазичастиц». И это при том, что давно известно, из чего шаровая молния состоит: азот, кислород, озон, пары воды и т. д. Возможно, шаровая молния – это сгусток сверхкалорийного топлива с энергией до 1 млн. Дж и мощностью взрыва равного взрыву нескольких десятков килограммов тротила. При этом небольшая плотность шаровой молнии позволяет ей парить в воздухе, а собственный источник энергии — перемещаться с весьма приличной скоростью.

Но это все теории, практика же свидетельствует – шаровые молнии опасны и для людей, и для кораблей, ведь часто они возникают над водной поверхностью.

Вот, что случилось в 1726 году с шлюпом «Кэтрин и Мэри», согласно отчету его капитана Джона Хоуэлла: «Мы были у берегов Флориды. Внезапно в воздухе появился огненный шар, который ударился о нашу мачту и разнес ее на 1000 кусков. Потом он убил одного человека, ранил другого и попытался сжечь наши паруса, но ему помешал ливень».

В 1749 году шаровая молния атаковала «Монтего», корабль английского адмирала Чемберса. Доктор Грегори, находившийся на судне, свидетельствует: «Около полудня мы заметили большой огненный шар милях в трех от корабля.

Адмирал приказал сменить курс, но шар догнал нас. Он летел в сорока-пятидесяти ярдах над морем. Оказавшись над судном, он с грохотом взорвался. Верхушка грот-мачты была снесена. Пятерых человек на палубе сбило с ног.

Шар оставил после себя сильный запах серы. Господь уберег нас от дьявола».

В 1809 году английский военный корабль «Уоррен Гастингс» атаковали сразу три шаровые молнии. Вот строки из отчета о происшедшем: «Один из шаров спикировал и убил матроса. Его товарища, который бросился к нему на помощь, сбил с ног второй шар, опалив пламенем и оставив сильные ожоги. Третий шар убил еще одного человека».

Наконец, случай из нашего времени. В 1984 году шаровая молния едва не отправила на дно озера Эри яхту Уилфреда Дерри, жителя Чикаго. Она появилась после дождя, словно бы из ниоткуда.

Заметили ее слишком поздно, а когда Уилфред попытался запустить двигатель, то не смог этого сделать, поскольку микроволновые излучения нарушили работу электросистемы. Минуту или две молния висела над судном, потом чуть опустилась… и взорвалась.

Контуженный Дерри упал на палубу. Взрыв повредил его барабанные перепонки, а вспышка «в тысячу солнц» лишила зрения. Также Дерри получил термические ожоги. По счастью, он был не один на борту, в каюте спала его жена.

Она и привела яхту, чей мотор вдруг волшебным образом «ожил», к берегу. Слух и зрение вернулись к пострадавшему от шаровой молнии только через несколько недель.

Надо заметить, что Уилфреду Дерри еще повезло – и что касается здоровья, и касательно его собственности. Его судно могло вспыхнуть, как свечка! Но молния взорвалась над яхтой, а не при соприкосновении с ней.

Вещество шаровой молнии обладает свойством, во-первых, рассыпаться на тысячи маленьких огненных шариков, а во-вторых, как бы прилипать к поверхности. Тогда загорается дерево, из-за резкого перепада температур трескается стекло и коробится пластик.

Наконец, молния могла прожечь борт или стекло иллюминатора, и взорваться в каюте. Короче, могло быть хуже.

Наблюдения показывают, что шаровые молнии обычно движутся навстречу загрязненному воздуху, например, дыму из трубы или от костра. Привлекают их и отработанные газы, что объясняет, почему шаровые молнии иногда преследуют суда.

Впрочем, парусные яхты тоже не могут чувствовать себя в безопасности, особенно идущие с приличной скоростью. За быстро движущимся судном образуется область пониженного давления в более теплом воздухе, а это для шаровой молнии, как «путеводная нить».

Так что же делать при встрече с шаровой молнией? Прежде всего надо постараться избежать лобового столкновения, а дальше – у вас есть выбор. Вариант №1.

Вы глушите двигатель (если он работал), укрываетесь в каюте, закрыв дверь и задраив иллюминаторы, и ждете, когда незваная гостья отстанет от вас, ведь срок ее жизни недолог. Вариант №2.

Если вы уверены в скоростных возможностях вашей лодки, вы пускаетесь наутек; запасов энергии шаровой молнии хватит минуты на две-три преследования, после чего она или взорвется у вас за кормой, или, израсходовав свои энергетические ресурсы, поднимется вверх и… исчезнет. Что и требуется.…
Огни святого Эльма и шаровая молния – явления со знаком «+» и знаком «-». Не бойтесь первого и опасайтесь второго. Мы вас предупредили, а кто предупрежден, тот защищен.

в Yacht Russia №53 (6 — 2013) под названием «Святого Эльма свечки»

В самое «темечко»

Удар молнии в мачту может вывести судно из строя. Особую опасность в этом случае представляют незаземленные мачты, проходящие до киля — разряд молнии проходит через мачту почти без сопротивления и пробивает киль и обшивку.

Громоотвод на мачте, один конец которого соприкасается с водой, может считаться надежной защитой в том случае, если под водой имеется достаточно большая переходная площадь с сопротивлением в пределах 0,5 — 1 ом.

При малой переходной площади в воде образуется «воронка напряжения» — гигантский перепад потенциалов между концом провода и водой.

Эта разность может привести к тому, что яхта попадет под второй удар, который последует из воды и окажется сильнее первого, вследствие эффекта так называемого «каскадного наложения».

Поэтому к килю необходимо прикреплять металлические пластины из нержавеющей стали, латуни, бронзы или меди. В общем, чем больше на судне металлических частей, обеспечивающих переход заряда из атмосферы в воду, тем лучше. Правда, обилие металла нередко отрицательно сказывается на радиосвязи, провоцируя помехи.

Монтируют громоотвод таким образом, чтобы он приблизительно на 10 см возвышался над клотиком мачты. В качестве собственно громоотвода обычно используется изолированный медный кабель сечением 35 мм2 или алюминиевый сечением 50 мм2.

Внутри мачты или закрепленный вдоль нее, громоотвод спускается к палубе, проходит сквозь нее, уходит под пайолы и закрепляется на килевых болтах.

Отрицательный полюс аккумулятора и антенна заземляются главным проводом; баллер руля, топливные баки, двигатель — боковыми отводами.

Следует иметь в виду, что даже при хорошей грозозащите молния может причинить неприятность. Например, девиационная таблица компаса требует коррекции после удара молнии, так как меняется магнетизм судна.

Источник: //www.yachtrussia.com/articles/2014/12/25/articles_80.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть