Измерение восприятия цвета. Цветовое зрение. Фейнмановские лекции по физике

Содержание

5 экспериментов, раскрывающих особенности зрительного восприятия

Измерение восприятия цвета. Цветовое зрение. Фейнмановские лекции по физике

Каждое утро мы открываем глаза и видим мир вокруг. Мы идем готовить кофе, смотрим в окно, чтобы понять, какая сегодня погода, и делаем другие привычные дела. Мы не задумываемся над тем, что каждое утро запускаем сложный психологический процесс визуального восприятия. Однако его понимание поможет по-другому взглянуть на многие вещи, сделать их более осмысленными.

До сих пор психологи не расшифровали всех тонкостей зрительного восприятия, но некоторые эксперименты позволяют совершенно точно судить о конкретных психологических механизмах.

Эксперимент с полой маской 

Эффект полой маски — оптическая иллюзия. Источник: //tonistasworld.blogspot.ru/2014/02/

Психолог Ричард Грегори во второй половине прошлого столетия в результате своих наблюдений открыл:

мозг автоматически достраивает изображение по имеющимся у него данным.

Возьмем полую маску и повернем её обратной стороной. Мозг сравнивает увиденное с существующим визуальным опытом — нос, щеки, подбородок должны быть выпуклыми, поэтому мы видим привычное для нашего мозга лицо. Лицо Альберта Эйнштейна.

В мозге человека существует специальный отдел, обрабатывающий лица (веретенообразная извилина — в височной доле мозга чуть выше ушей). С ним связана не только оптическая иллюзия с выпуклой маски. Благодаря этой извилине мы способны распознавать тончайшие оттенки эмоций в лицах. И видеть лица там, где их нет.

Фото поверхности Марса (1976 год). Источник: //blog.seniorennet.be/peter2011/archief.php?ID=2052426

Выводы

  • Восприятие (и не только зрительное) базируется на уже имеющейся информации и конкретном чувственном опыте.
  • При зрительном восприятии очень важен контекст — окружающая визуальная информация, подписи, имеющийся у человека опыт.
  • Мозг «заточен» на восприятие лиц и эмоций.

Эксперимент с контрастными цветами

4 эксперимента на сочетания цветов

Доктор наук из Флориды Томас Саноки и его ученик Ноа Сульман анализировали связь цветов и памяти. Они показывали испытуемым по очереди два сочетания цветов и просили их сравнить — насколько похожа палитра на предыдущую и насколько она гармонична (приятна для восприятия).

Оказалось, что нам свойственно запоминать изображения с гармоничной трехцветной гаммой. Мы способны удерживать в памяти большое количество различных цветовых сочетаний, при этом трехцветные сочетания запоминаются лучше, чем палитры из 4-х и более цветов.

Эксперимент с двумя разными изображениями

Эффект бинокулярного соперничества by VonHaarberg (Own work, Red-Blue binocular rivalry.png) [CC BY-SA 4.0 (//creativecommons.org/licenses/by-sa/4.

0)%5D, via Wikimedia CommonsГруппа ученых во главе с Франком Тонгом в 1998 году исследовала эффект, которые возникает, если одновременно смотреть на два разных изображения. Они назвали это бинокулярным соперничеством.

Зрительные сигналы левого и правого глаз «соперничают» друг с другом.

Эффект бинокулярного соперничества. Источник: //www.dvinfo.net/forum/3d-stereoscopic-production-delivery/517198-binocular-rivalry-consciousness.

html

При наложении картин друг на друга одна доминирует над другой и мы не можем сфокусировать внимание на чем-то конкретном.

Хотим мы того или нет, но зрение будет перескакивать с одного на другое, и сложно понять, что конкретно мы видим. Хотя это всего лишь лицо и здание.

Эксперимент можно повторить самостоятельно. Для этого нужно сделать трубочку из газеты и смотреть через нее одним глазом вдаль. Ко второму глазу нужно поднести ладонь, прислонив её к трубочке из газеты. Подождать 10 секунд и медленно отодвигать ладонь, продолжая смотреть в трубочку из газеты. Вы совершенно четко увидите окружающие предметы сквозь круглую дыру в ладони.

  • При одновременном наблюдении двух расположенных близко изображений в течение короткого времени мы не сможем понять, что именно видим.
  • При наложении изображений друг на друга нужно делать одно более контрастным, чем другое.

Эксперимент с влиянием шрифта на настроение

Хорошая и плохая типографика

Огромное внимание сегодня уделяется типографике. Это не только шрифты (гарнитура), но и многие другие элементы, служащие одной цели — улучшить зрительное восприятие текста.

Оказывается, что типографика влияет не только на настроение читателя, но и на его способность к решению задач.

Это доказали экспериментально представители Microsoft Кевин Ларсен и МТИ Розалинд Пикард.

Две группы по 10 испытуемых читали один и тот же текст, но с разной типографикой. Периодически их спрашивали, сколько прошло времени.

Известен факт, что люди за приятным занятием считают, что время проходит быстро, тогда как неприятное занятие субъективно кажется «растянутым» во времени.

После прочтения текста нужно было решить нестандартную задачу (прикрепить к стене кнопками свечу так, чтобы воск не капал вниз).

Результаты подтвердили предположения исследователей.

Обе группы оценили время неправильно — читатели плохой типографики преувеличили затраченное время, а хорошей — недооценили, то есть им показалось, что они прочитали быстрее, чем на самом деле.

С необычной задачей справилось менее половины испытуемых, читавших текст с хорошей типографикой. Во второй группе с задачей не справился ни один участник.

Эксперимент с восприятием «сути сцены»

Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсен

Наше восприятие (и мышление) опирается на стандартные ситуации и зрительные образы, на те, что мы видели много раз. Благодаря особенности, которую называют восприятие сути сцены, мы можем «восстановить» полную картину происходящего, увидев на доли секунды фрагмент этой картины.

Буквально «суть сцены» — это способность воспринять и осознать большое количество информации по одному быстрому взгляду на стандартную картину происходящего.

Например, переключая телевизор с канал на канал, вы представляете (мысленно видите) то, что идет на каждом из каналов. Не останавливаясь на долгое время, по одному кадру вы можете определить то, что там показывают.

Эксперимент Моники Кастелано и Джона Хендерсона касался восприятия сути сцены в зависимости от цвета. Испытуемым быстро показывали сотни фотографий стандартных мест — город, берег моря, дом и др. — и просили назвать что они видят. Фотографии были разных цветов — обычные (море синее, трава зеленая), черно-белые и необычных цветов (небо зеленое, трава синяя).

Узнавание сцены происходило очень быстро в тех случаях, когда использовались естественные цвета. Монохромные и нестандартные цвета затрудняли восприятие привычных объектов.

Нестандартные цвета затрудняют восприятие привычных объектов. Источник: //flic.kr/p/7HzMaQ

Источники

Источник: //vizual.club/2017/07/17/5-eksperimentov-o-zritelnom-vospriyatii/

Особенности восприятия цвета человеческим глазом

Измерение восприятия цвета. Цветовое зрение. Фейнмановские лекции по физике

Всем привет! Ряд людей считает, что мир является таким, каким они его видят и что задача фотографии, следовательно, просто отразить на бумаге или в цифровом мире то, что мы видим в реальности. Но это не совсем так, поскольку восприятие цвета человеком и создание картинки объективом камеры происходит по-разному.

Для людей есть картины с особым смыслом, с учётом наших собственных эмоций и переживаний

Восприятие цвета человеческим глазом происходит довольно субъективно. Глаз и мозг не построены так, чтобы точно измерить электромагнитные излучения (т.е. свет), но так, чтобы была возможность выжить в суровых реалиях нашего мира.

Однако, у глаза и камеры есть некоторые общие черты — глаз имеет определенную чувствительность, разрешение, динамический диапазон и он как-то воспринимает и фиксирует цвет. Тем не менее, человеческое зрение не машинное.

Глаз вместе с мозгом имеет невероятную способность связать физическое и «машинное» зрение с опытом и эмоциями, накопившимися в течение жизни.

Мозг может с одной стороны, корректировать обширные дефекты восприятия цвета глазом, значительно подправить и дополнять части сцены, может, даже очень быстро адаптироваться к изменяющимся условиям освещения как с точки зрения яркости (аккомодация глаз), так и с точки зрения цвета (баланс белого).

Эмоциональное восприятие цвета человеческим глазом. Важно понимать, что независимо от рекламных лозунгов о качестве и верности цвета, фотография есть и всегда будет очень субъективным вопросом.

Главным критиком отображаемой информации является всегда человек, бумажные фотографии (не говоря уже о мониторе) всегда содержат различные неоднородности, например, шероховатость, тем самым, искажая в той или иной мере визуальную информацию. Поэтому, наш мозг и глаза, сравнивая реальную картину, и полученный образ на фото, сразу видят различия.

Человеческий глаз из общей сцены выбирает только то, что ему интересно, быстро адаптируется к изменяющимся условиям освещения, кроме того, мозг вносит свою лепту, обрабатывая запах, звуки, тепло и т.п.

Особенности физиологии восприятия цвета человеческим глазом

Одним из основных инструментов восприятия человеческим глазом окружающего мира является различение яркости и цвета.

Человеческий глаз имеет простой объектив, состоящий из двух частей: роговица — это внешний элемент, и линза — внутренний.

Количество света, которое проникает в глаз, управляется радужной оболочкой, которая находится между ними. Свет затем распространяется прозрачным стекловидным телом и на светочувствительных сетчатках создаёт перевёрнутое изображение.

Сетчатка является светочувствительной частью глаза, и соответствует CCD/CMOS-сенсору или плёнке в камере.

Сетчатка состоит из светочувствительных клеток — около 130 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек.

В этом смысле глаз на самом деле 137-мегапиксельная камера! Колбочки являются менее чувствительными, но взамен, они могут различать цвета. Напротив, палочки очень чувствительные, но реагируют лишь на черно-белые оттенки.

Таким образом, люди, в темноте видят только в черно-белом варианте – восприятие цвета человеком сильно зависит от освещения.

Желтое пятно — это место на сетчатке в среднем около 0,2-0,5 мм. Оно расположено на оси глаза и это место наибольшей остроты зрения. На 1 мм2 там приходится около 150 000 колбочек (соответствует разрешению около 10 000 dpi) и там почти нет палочек.

Далее от желтого пятна количество колбочек быстро уменьшается, зато увеличивается число палочек, их плотность является крупнейшей на расстоянии 5-6 мм от центра (около 160 000 палочек в 1 мм2). Эта область сетчатки реагирует особенно на движения и изменения интенсивности света и служит для периферического и ночного зрения.

Восприятие яркости и цвета человеческим глазом

Пример фото части туманности М16 телескопом Хабла, которая из инфракрасного диапазона переведена в видимые для человека цвета

Возле слепых на цвет палочек, сетчатка содержит три вида колбочек — каждый вид с отдельным светочувствительным пигментом и реакцией на другой цвет (длина волны света). Красные колбочки реагируют на красно-желтый цвет, зелёные реагируют на зеленовато-желтый, а синие — на сине-фиолетовый цвет.

В зависимости от того, как «смешиваются» отдельные длины волн излучаемого спектра и свойства света, стимулируются различные виды колбочек в сетчатке, а головной мозг оценивает цвет в заданной точке.

При «зондировании» всего спектра «только» тремя видами колбочек, легко может случиться, что два или более различных составных спектра будут рассмотрены глазом как сплошной цвет – физиология восприятия цвета человеческим глазом не позволяет различать отдельные частоты видимого спектра.

Большинство реальных источников света являются не только излучением одной длины волны, но смесью различных длин волн. Физиология восприятия цветов человеческим глазом работает так, что смесь всех цветов, мы воспринимает как белый.

Неспектральные цвета. В результате смешивания различных длин волн возникает ряд цветов, которые никогда не могут быть созданы одной длиной волны.

Их называют неспектральными, поскольку они не входят в чистый спектр света.

Типичными неспектральными цветами являются, например, ненасыщенные цвета, такие как серый или белый и, например, розовый или пурпурный, которые представляют собой смесь красного и фиолетового из противоположных концов спектра.

Ложные цвета. В принципе, не проблема создать устройства, которые будут регистрировать (и, следовательно, позволят увидеть) свет за пределами воспринимаемого человеком диапазона длин волн. Однако, человек не видит этого излучения, и поэтому, его восприятие человеческим глазом не формирует цветов, оно невидимо для нас.

Это невидимое излучения, однако, можно сделать видимым, изменив его спектр в видимую область. Например, невидимая длина в 350 нм превращается в красный (400 нм).

В результате, возникают ложные цвета, которые не имеют физического смысла, но служат людям для лучшего представления.

В контексте сказанного, можно сразу вспомнить красивые фотографии из космоса, сделанные, например, телескопом Хабла, где многие из них получено в невидимой части спектра и вручную раскрашено.

Источник: //matrixblog.ru/2015/03/19/osobennosti-vospriyatiya-cveta-chelovecheskim-glazom/

Основы цветового восприятия

Измерение восприятия цвета. Цветовое зрение. Фейнмановские лекции по физике

Цвет существует, только если представлены три его компонента: зритель, предмет и освещение. Несмотря на то, что чисто белый свет воспринимается как бесцветный, в действительности он содержит все цвета видимого спектра. Когда белый свет достигает объекта, поверхность избирательно поглощает одни цвета и отражает другие; только отражённые цвета создают у зрителя восприятие цвета.

Человеческое цветовосприятие: глаза и зрение

Человеческий глаз воспринимает этот спектр, используя для зрения комбинацию из клеток-палочек и клеток-колбочек. Палочки имеют более высокую светочувствительность, но различают только интенсивность света, тогда как колбочки могут также различать цвета, но лучше всего функционируют при ярком свете.

В каждом нашем глазе есть три типа колбочек, каждый из которых более чувствителен к коротким (К), средним (С) или длинным (Д) световым волнам. Комбинация сигналов, возможных во всех трёх колбочках, описывает диапазон цвета, который мы можем видеть своими глазами.

Нижеприведенный пример иллюстрирует относительную чувствительность каждого типа колбочек ко всему видимому спектру приблизительно от 400 до 700 нм.

Заметьте, что каждый из типов клеток воспринимает не единственный цвет, а имеет различную степень чувствительности в широком диапазоне длин волн.

Наведите курсор на «Освещённость», чтобы увидеть, какие цвета вносят наибольший вклад в наше восприятие яркости.

Заметьте также, что человеческое восприятие цвета максимально чувствительно к свету в жёлто-зелёном диапазоне спектра; этот факт используется матрицей Байера в современных цифровых камерах.

Аддитивный и субтрактивный синтез цвета

Практически все различимые нами цвета могут быть составлены из некоторого сочетания трёх первичных цветов, посредством аддитивного (суммирующего) либо субтрактивного (разностного) процессов синтеза.

Аддитивный синтез создаёт цвет, добавляя свет к тёмному фону, а субтрактивный синтез использует пигменты или красители, чтобы избирательно блокировать свет.

Понимание сути каждого из этих процессов создаёт основы понимания воспроизведения цветов.

Цвета трёх внешних кругов называются первичными, и они различны для каждой из диаграмм. Устройства, которые используют эти первичные цвета, могут воспроизвести максимальный диапазон цветов. Мониторы излучают свет, чтобы воспроизвести цвет в аддитивном режиме, в то время как принтеры используют пигменты или красители, чтобы поглотить свет и синтезировать субтрактивные цвета.

Вот почему практически все мониторы используют комбинацию красных (R), зелёных (G) и синих (B) пикселей, а большинство цветных принтеров используют по меньшей мере голубые(C), пурпурные (M) и жёлтые (Y) чернила.

Во многих принтерах в дополнение к цветным чернилам также применяются чёрные (CMYK), поскольку простое сочетание цветных чернил неспособно создать достаточно глубокие тени.

Аддитивный синтез(цвета RGB)Субтрактивный синтез(цвета CMYK)
красный + зелёныйжёлтыйголубой + пурпурныйсиний
зелёный + синийголубойпурпурный + жёдтыйкрасный
синий + красныйпурпурныйжёлтый + голубойзелёный
красный + зелёный + синийбелыйголубой + пурпурный + жёлтыйчёрный

Субтрактивный синтез более чувствителен к изменению рассеянного света, поскольку именно избирательное блокирование света приводит к появлению цветов. Вот почему цветные отпечатки требуют определённого типа рассеянного освещения, чтобы точно воспроизвести цвета.

Свойства цвета: тон и насыщенность

Цвет имеет два уникальных компонента, которые отличают его от ахроматического света: тон (оттенок) и насыщенность. Визуальное описание цвета основывается на каждом из этих терминов и может быть весьма субъективно, однако каждый из них может быть более объективно описан путём анализа его спектра.

Естественные цвета в действительности не являются светом определённой длины волны, но на самом деле содержат полный спектр длин волн. «Тон» описывает, какая длина волны является наиболее мощной. Полный спектр показанного ниже объекта мог бы восприниматься как синий, несмотря на то, что он содержит волны по всей длине спектра.

Несмотря на то, что максимум данного спектра находится в той же области, что и тон объекта, это не обязательное условие. Если бы у объекта присутствовали отдельные выраженные пики только в красном и зелёном диапазонах, его тон воспринимался бы как жёлтый (см. таблицу аддитивного цветосинтеза).

Насыщенность цвета — это степень его чистоты. Высоконасыщенный цвет будет содержать очень узкий набор длин волн и будет выглядеть гораздо более выраженным, чем аналогичный, но менее насыщенный цвет. Следующий пример иллюстрирует спектры насыщенного и ненасыщенного синего.

Выберите степень насыщенности:низкаявысокая

Источник: //www.cambridgeincolour.com/ru/tutorials-ru/color-perception.htm

Исследование цветового зрения

Измерение восприятия цвета. Цветовое зрение. Фейнмановские лекции по физике

Человеческий глаз способен воспринимать не только различные цвета, но и большое количество оттенков. Однако, как и в любых других зрительных функциях, в цветоощущении, также могут иметь место различные аномалии. Диагностируют цветовые расстройства с помощью специальных таблиц, тестов, приборов.

Что такое цветовое зрение человека

Возможность глаз видеть мир во всех красках обеспечивается специальными клетками, расположенными в сетчатке глазного яблока – колбочками, палочками, в которых содержится зрительный белковый пигмент чувствительный к влиянию светового потока волн различной длины. Колбочки состоят из трёх основных элементов, способных воспринимать цвет.

1-й — красный.

2-й — синий.

3-й — зелёный.

Палочки несут ответственность за чёрно-белое восприятие. Все остальные цвета, а также оттенки, обеспечиваются посредством разного по силе светового раздражения всех трёх цветовых элементов. В результате чего в головном мозге, а точнее его зрительном центре создаётся полноценное цветовое зрение.

Аномалии цветовой функции зрительного аппарата могут присутствовать у человека изначально – передаваться генетически, или же возникать в результате заболеваний зрительного аппарата, нервной системы. Например, таких, как:

  • Ожог сетчатки (от сварочного аппарата, из-за действия агрессивного излучения ультрафиолета).
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Диабетическая макулодистрофия.
  • Катаракта.

Приобретённые нарушения цветового ощущения успешно поддаются лечению при своевременном обращении к врачу офтальмологу.

В чем заключается диагностика цветового зрения

Пример таблицы Рабкина (фото: drive2.ru)

В основном для оценки цветоощущения применяют многоцветные пигментные таблицы, тесты.

Таблица Рабкина нашла широкое применение не только для диагностики нарушения любого вида цветового зрения, но и для обследования людей на предмет допуска к работе, например, связанной с вождением транспорта, управлением механизированными средствами, службой в вооружённых силах, где присутствует необходимость в чётком различении цветов и оттенков.

Люди, у которых в процессе обследования были выявлены какие-либо нарушения цветового зрения, к работе не допускаются. Патологическое восприятие цвета может негативно повлиять на их профессиональной деятельности, либо создать аварийную ситуацию.

В таблице Рабкина используются такие основные характеристика цвета, позволяющие в полном спектре выявить различные патологии цветового восприятия, как:

  • Цветовые тона.
  • Насыщенность.
  • Яркость.

Виды исследований

Диагностика цветоощущения осуществляется врачом окулистом посредством различных таблиц, тестов или приборов. Например, таких, как:

  • Тест Ишихара, FALANT-тест, Гольмгрена.
  • Таблицы Рабкина, Штиллинга, Юстовой.
  • Спектральные приборы аномалоскопы Негеля, Рабкина, Гейдельберга. Аномалоскоп — это микропроцессорный аппарат. Его работа основана на принципе смешивания цветов. Например, прибор Гейдельберга состоит из оптического устройства, наклоняемого тубуса, тестового поля, ручек управления.
  • Электроретинография. Даёт возможность изучить функциональные возможности палочек.
  • Хроматическая периметрия. Применяется окулистами с целью выявления дальтонизма, спровоцированного различными глазными патологиями на ранней стадии заболевания.

Показания к исследованию цветовой способности глаз

Цветовое восприятие, без каких-либо патологий называют трихромазия. Недостаточное цветовое зрение имеет определение – дальтонизм, который классифицируется по таким формам данного патологического процесса:

  • Цветослабость. Пациент испытывает некоторое затруднение с обозначением оттенков. Часто ошибается или для идентификации ему необходимо больше времени, чем предусмотрено (не больше 10 секунд).
  • Цветовая слепота (ахроматопсия). Генетическая аномалия. Полностью отсутствует функция цветовых пигментов. Пациент видит мир в чёрно-белом цвете.
  • Цветовая агнозия. Возникает из-за поражения коры головного мозга, часто сопровождается нарушением различных видов чувствительности (снижение зрения, слуха). Больные могут полностью потерять функцию идентификации цвета либо утрачивают способность подбирать схожие оттенки или связывать цвет с названием предмета.

Дихромазия. Врождённая патология цветового восприятия, которая характеризуется отсутствием одного из цветовосприимчивых элементов. Пациент может видеть 2 цвета.

В свою очередь дихромазия классифицируется на следующие типы:

  • Протанопия — неспособность колбочек воспринимать красный длинноволновый цвет. Самый распространённый тип дальтонизма.
  • Дейтеранопия — отсутствие восприятия зелёного средеволнового цвета.
  • Тританопия — зрительный аппарат пациентов с данной патологией не может поглощать синий цвет, который является коротковолновым. Данная патология часто сопровождается нарушением световой чувствительности глаз.
  • Монохроматия — абсолютная потеря функции двух или трёх цветовых элементов. Больной может видеть только один цвет.

К генетическому дальтонизму больше предрасположены лица мужского пола.

К различным нарушениям цветового зрения, возникшим из-за офтальмологических патологий, заболеваний нервной системы в равной степени склонны женщины и мужчины.

Все вышеперечисленные патологии являются прямым показанием для обращения к врачу офтальмологу.

Важно! Часто нарушение цветоощущения является одним из первых симптомов различных аномалий зрительного аппарата (отслоение сетчатки, пигментная дистрофия, глаукома). Недооценка состояния на ранних стадиях болезни может привести к запоздалой диагностике и развитию тяжёлых патологий

Лицам, профессиональная деятельность которых связана с нагрузкой на цветовое зрение, данный вид обследования является обязательным на предмет допуска к работе (водители, лётчики, железнодорожники, военные).

Возможные противопоказания к исследованиям цветовой функции глаз

Проведение любого вида диагностики цветового зрения следует отложить, если у пациента имеются следующие патологические проявления:

  • Повреждения глазного яблока (инородное тело, травма, ожог).
  • Нестабильное психическое состояние.
  • Повышенная температура тела.
  • Инфекционные заболевания глаз (конъюнктивит, ячмень, кератит).
  • Головокружение, головная боль.
  • Высокое артериальное давление.
  • Общая слабость.
  • Нарушение ночного сна.

Как подготовиться к диагностике цветового зрения

Диагностика цветового зрения достаточно проста и не требует специальной подготовки. Однако для того чтобы результаты обследования были наиболее достоверными, следует соблюдать следующие рекомендации:

  • Перед исследованием важен полноценный ночной сон.
  • Необходимо избегать нервного и умственного перенапряжения. Утомления глаз.
  • Диагностику лучше проводить утром, после лёгкого завтрака.

Как проходит исследование

По таблице Рабкина можно определить степень тяжести генетического дальтонизма, а также дифференцировать его с приобретенной формой заболевания.

Пациенту предлагают изучить специальные таблицы, в которых среди фонового изображения в виде кругов однородного цвета нарисованы отличные от них по цвету кружки образующие фигуру или цифру.

Таблицы показывают по очереди на расстоянии от 0,5 до 1 метра. На каждый объект выделяется не больше 10 секунд.

Все рисунки идентичны по яркости. Если пациент вынужден носить в повседневной жизни линзы или очки, то во время диагностики снимать их нет необходимости.

Люди, которые страдают аномальным цветовым зрением, лишены возможности определить нужную цифру, фигуру.

Обследование проводят только при хорошем освещении (искусственный дневной свет, естественное рассеянное освещение) в спокойной обстановке.

При прохождении теста Гольмгрена обследуемого человека просят взять моток с разноцветными нитками, распределить их таким образом, чтобы основные цвета были уложены на три отдельно предусмотренных места.

Для диагностики дальтонизма с помощью аномалоскопа чаще всего используют два световых поля. Первое освещается жёлтым цветом, второе зелёным и красным. В поле зрения находятся оба экрана. Пациент должен изменять интенсивность цветов (смешивать) на втором экране до тех пор, пока цвета обоих полей сравняются и станут одинаковыми (жёлтыми).

При явной протанопии или дейтеранопии пациенты приравнивают к жёлтому полю чистый зелёный цвет или красный.

Преимущества различных видов диагностики цветового зрения

Аномалоскоп — устройство для изучения цветоощущения (фото: argusoptik.hu)

Таблицы Рабкина успешно используются для основного обследования пациентов, выявления генетических, приобретённых патологий цветового зрения. Это не сложный, надёжный диагностический метод. Он даёт возможность понять также степень дальтонизма, так как позволяет определить в полном объёме все цвета и оттенки, которые не способен увидеть пациент.

Аномалоскопы применяют значительно реже. Они нужны для более точной диагностики. Также данные устройства используются не только для изучения функции цветового восприятия человека, но и предназначены для тренировки зрения людей, чья профессиональная деятельность заключается в наблюдении за разнообразными цветовыми конструкциями.

Кроме того, аномалоскопы позволяют отследить степень деградации глаза в процессе нагрузок на цветовое зрение связанных с работой.

Как проводится расшифровка результатов исследования

Если исследование проводилось посредством таблицы Рабкина, то диагноз ставят на основе количества расшифрованных пациентом цифр и фигур.

При обнаружении патологий цветового зрения в офтальмологическом кабинете заводят специальный бланк, в котором имеется уменьшенный дубликат пронумерованных таблиц Рабкина. Доктор делает пометки на не опознанных образцах, что даёт возможность верно поставить диагноз и выявить степень тяжести заболевания.

Человек с нормальным цветовым зрением безошибочно определит от 25 до 27 изображений.

Основных картинок в таблице 27. Рисунки составлены таким образом, чтобы максимально отследить малейшие отклонения цветового зрения.

Пациентов с признаками дальтонизма по степени выраженности патологии делят на 3 категории – А, В, С.

Для ненаследственного дальтонизма есть затруднение с определением всех трёх цветов, в отличие от генетического нарушения цветового зрения, которому характерно аномальное восприятие красного и зелёного. Однако при патологии зрительного нерва больные могут делать такие же ошибки, что и генетические цветоаномалы.

При поражении сетчатой оболочки глаза наблюдается нарушение в определении синего и жёлтого цвета.

Приобретённые заболевания, связанные с аномальным цветоощущением практически всегда сопровождаются различными расстройствами функций зрительного аппарата.

Очень важно при первых симптомах нарушения зрения вовремя обратиться к врачу офтальмологу.

Своевременная диагностика и лечение помогут избежать дальнейшего развития различных патологических состояний и дадут возможность улучшить или полностью восстановить цветовое восприятие.

Источник: //SimptomyInfo.ru/issledovaniya/42-issledovanie-cvetovogo-zreniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.