Рисует магнит. Опыты по физике

Опыты с магнитами для детей

Рисует магнит. Опыты по физике

В детском клубе проходило занятие по теме “Магнетизм”. Напишу подробнее о том, что мы творили, а проводили мы опыты с магнитами.

Бесспорно, все ребятишки знакомы с магнитами и очень их любят. И вот принесла я большой магнит, высыпала гвозди, скрепки, пружинки и всякую всячину, и ребята пропали… Конечно, они не исчезли, но так увлеклись примагничиванием, что их почти не стало слышно (а это бывает очень редко).

Что притягивает магнит

Как я уже написала, первым делом мы стали выяснять, а что же у нас способно примагничиваться. Самый младший из группы мальчишка смело ответил, что на это способен металл железо.

Нужно отметить, что ученые считают, будто весь мир вокруг нас намагничен. Магнитные свойства есть и у самых маленьких частичек – атомов, и у людей, а Земля и Солнце тоже магниты. Да, такая информация ребят озадачила.

Особенно, почему не примагничиваются Даня и Тима. Но ответ очень прост, человеческие магниты очень слабые.

Сила магнита

Далее стали развивать тему о том, что есть более сильные и слабые магниты. Взяли мы большой магнит и маленький и стали цеплять на них скрепки. От большого магнита выстроилась цепочка из трех больших скрепок, а от маленького – только две. По количеству примагниченных скрепок делаем вывод, что сильнее оказался большой магнит.

Проводя этот простой опыт, сделали небольшое открытие – скрепки побывав в магнитном поле стали временными магнитами, то есть стали притягиваться друг к другу просто так без внешнего воздействия.

Действие магнита через разные материалы

Долго мы провозились со скрепками и гвоздями, а потом решили проверить способность магнита действовать через другие предметы. Для начала, взяли лист бумаги, сверху положили скрепку, а снизу водили магнитом и давали команды скрепке.

Удивительно, но скрепка безошибочно слушалась и двигалась в указанном направлении. Далее утолщили преграду, взяв книгу. Потом уже играли с гвоздями, водя магнитом под столом… Дети были в восторге.

Кстати, на занятии был малыш Макар, которому больше всех понравились забавы с двигающимися гвоздями.

Ребятам было весело и все понятно. Но почему, то их озадачила способность магнита действовать через воду. В пластиковую бутылку с водой мы набросали скрепок, гвоздей, пружинку и была поставлена задача вытащить эти мелочи из воды, не намочив рук.

Мальчишки и девчонки немного подумали, а потом  прислоняли по очереди магнит к стенке бутылки, сообразили как все это сделать. Так понравилась эта затея, что утопили все железочки и каждый по два раза доставал эти сокровища со дна бутылки.

Магнитная сила действует и сквозь бумагу, и пластик, стекло и воду, и через многие другие материалы. Конечно, в рамках своих простых экспериментов мы не ставили задач найти все из них.

Линии магнитного поля

Вокруг магнита создается магнитное поле, но его нельзя увидеть, и я его совсем не чувствую (хотя допускаю, что кто-то способен его увидеть).

А так как в нашей группе юных экспериментаторов есть один ученый, который все время говорит “Не верю”, то пришлось демонстрировать эти самые линии магнитного поля.

На лист бумаги насыпали немного металлической пыли, а внизу листа поднесли магнит… Восторг, на листе выросли железные елочки, а кому-то показались солдатики.

Так как нашим ученым только по пять лет, но в глубокие научные объяснения я не вдавалась, мы просто играли и веселились.

Если ваши ученые уже выросли из малышовского возраста и хотят серьезных исследований, то изучите тему создания умного магнитного пластилина. Очень интересно!

В конце занятия мы поговорили о компасе. Конечно потрогали, пощупали его, и понаблюдали за тем, как колеблется магнитная стрелка, и куда она указывает. Вы же помните, что стрелка компаса указывает на север? Но просто наблюдать для ребят оказалось мало, и мы сделали свои компасы, используя иголку, магнит и блюдце с водой.

Как сделать компас своими рукам

  1. Для начала провели магнитом вдоль иголки. Делать это следует в одном направлении.
  2. В блюдце набрали холодную воду.
  3. Попробовали положить иголку на воду. Получилось только у одного человечка, поэтому было решено упростить задачу.

    На воду вначале положили полоску бумажной салфетки, а уже сверху пристроили иголку. Через несколько минут салфетка утонула, а иголка осталась лежать на поверхности воды. Кстати, почему? Что ее удержало? Об этом можно прочесть в статье «Поверхностное натяжение или можно ли бегать по воде».

  4. Иголка стала стрелкой нашего домашнего компаса, которая плавно повернулась, указав одним своим концом на север. Это мы сверили по настоящему компасу.

Вот такое занятие о магнитах у нас получилось. Было действительно весело.

Думаю сделать продолжение этой темы, потому что есть еще много разных магнитных затей.

Нашла интересный мультфильм о том, почему животные не притягиваются магнитом и так ли это.

Источник: http://naukaveselo.ru/opyityi-s-magnitami.html

Физические и химические опыты

Рисует магнит. Опыты по физике

Персональный сайт Вячеслава и Оксаны

Деловая страница

Полезные советы

Скачать

Прайс-лист

Ссылки

Игры

Увлечения

В современном мире зачастую непросто найти достойное развлечение для собственного ребенка: телевизор, компьютер, многочисленные покупные игрушки на корню убивают всякое стремление к познанию окружающего мира.

Вашему вниманию представляем ряд достаточно простых и увлекательных опытов, проделанных лично, которые легко провести дома, затрачивая минимум времени, принося при этом ребенку радость открытия чего-то нового и, в то же время, доступного.

1. Кольцевые осесимметричные вихри в жидкостях

Эффект достаточно сложен в объяснении (тороидальные кольца возникают за счет разницы плотностей жидкостей и внутреннего осмотического давления), но очень прост и эффектен в реализации.

Необходимо набрать в 3х литровую банку воды и дать ей отстояться (мы оставляли воду на всю ночь). После этого на поверхность воды, с небольшой высоты (0,5-1,5 см) капается капля чернил.

Образующиеся в воде фигуры (вначале — тор, который затем распадается еще на несколько колец и т.д.) могут заворожить не только Вашего ребенка но и вас самих. Как это выглядит — посмотрите на фотографии (разрешение картинок — 640х480).

Теоретическое обоснование (для очень педантичных искать здесь)

2. Опыт по электростатике

    Поставьте монету на ребро и сверху положите полоску бумаги. Теперь закроем ее стаканом. Требуется сбросить бумажку с монеты так, чтобы монета не упала.

Это можно сделать единственным способом: наэлектризовав расческу или пластмассовую линейку и поднеся ее к стакану. Силы статического электричества сбросят бумажку с монеты. (Оригинал описания опыта)

3.

Самодельный электроскоп

Самодельный электроскоп легко собирается из подручных материалов (см. рис.).

Крышка может представлять из себя кусок картона, если Вам не хочется портить хорошую крышку — просто проткните гвоздем лист толстого картона.

Лепестки бумаги должны быть тонкими и длинными, но не настолько, чтобы  касаться стенок банки. К гвоздю бумага приматывается ниткой. В качестве источника электростатического поля используется все та же расческа.

4. Волшебный воздушный шарик

Очень эффектен следующий опыт: возьмите надутый воздушный шарик и потрите его об собственные волосы  (процедуру рекомендую проводить взрослому — уж больно противное ощущение — и с чисто вымытыми волосами), а затем «прилепить» его к потолку. В зависимости от того, насколько качественно Вы наэлектризовали, шарик может провисеть таким образом более суток.

5. Камера-обскура

Возьмите лист бумаги или фольги, иглой аккуратно проделайте в нем отверстие. Возьмите ровный листок кальки.

В затемненной комнате расположите любой источник света, расположите листок с отверстием между собой и источником света, а позади отверстия, на расстоянии 1-3 см расположите лист кальки, на которой будет видно перевернутое вверх ногами изображение. Очень оригинально смотреть таким образом телевизор в темной комнате.

Здесь и здесь можно посмотреть статьи на тему истории возникновения фотоаппаратов.

6. Рисует магнит

На стол кладем полосовой магнит и накрываем его листом бумаги. Чтобы опилки не скатывались с краев, под лист с обеих сторон лучше подложить пару дощечек такой же толщины, как магнит.

Смастерим «солонку» для высыпания опилок: в крышке цилиндрического футляра от фотопленки с помощью шила сделаем несколько небольших отверстий. Сыплем опилки на лист бумаги – они выстраиваются вдоль силовых линий магнитного поля.

Для получения более четкой картины можно слегка постучать по столу. Проводя компасом вдоль силовых линий, можно показать, как меняется направление магнитного поля.

Следующим этапом демонстрируем картину силовых полей пары магнитов. Кладем их в одну линию на расстоянии нескольких сантиметров одноименными полюсами друг к другу. После того, как лист покроется опилками, станет видно, что в пространстве между магнитами силовые линии расходятся в разные стороны.

Если магниты повернуть друг к другу разноименными полюсами, опилки проявят картину силовых линий, идущих от одного полюса к другому.

После опыта опилки следует аккуратно собрать в «солонку». Для этого удобно высыпать их на тонкий лист и сделать желобок, согнув лист пополам.

7. Удивительная петля

Речь пойдет об удивительной поверхности, которую называют лентой Мёбиуса.

Лента Мебиуса представляет собой ленту, в которой конец соединили с началом, получив что-то вроде тора, но, соединяя, повернули один из концов на 180 градусов относительно другого.

Интересность ее заключается уже в том, что в отличие от обыкновенного листа бумаги она имеет только одну поверхность, а не две. То есть, если начать закрашивать лист бумаги, не переходя через грань, то закрасится только одна сторона.

Если проделать то же самое с лентой Мебиуса, лента закрасится с обеих сторон.

Загадки продолжаются и когда мы начинаем разрезать вдоль ленту Мебиуса.  Бумага не распадется на две части, а останется целой. Причем имеет сходный вид с лентой Мебиуса. Только перекручена будет дважды, и на сей раз имеет две поверхности, а не одну как в начале.

Если же ее снова разрезать то получатся уже два сцепленных кольца.

Можно отметить и практическое применение ленты Мёбиуса: если ее использовать в ременной передаче, то износ такого «скрученного» ремня будет значительно меньше и равномернее.

Более сложные вариации на тему ленты Мебиуса можно посмотреть здесь или здесь.

8. Силы поверхностного натяжения

Наполните стакан водой и положите в него пинг-понговый шарик. Теперь попробуйте установить его в центре стакана.

Как видите это никак не удается — шарик прилипает к краю стакана из-за действия сил поверхностного натяжения. Чтобы все-таки установить шарик в центре необходимо добавить воды в стакан так, чтобы мениск стал выпуклым.

Тогда силы поверхностного натяжения автоматически установят шарик в центр. (Оригинал описания опыта)

9. Расширение газа при нагревании

Есть еще один опыт с применением шарика от настольного тенниса. Довольно часто эти шарики сминаются и таким образом приходят в негодность. Но, в случае, если шарик просто смялся, но не раскололся, его еще можно восстановить (правда, сомневаюсь, что чемпион по настольному теннису возьмется им играть).

Для восстановления смятого шарика, достаточно погрузить его в горячую воду, лучше — кипяток. Воздух, находящийся внутри шарика резко расширится и выправит стенки.

10. Самодельная батарейка

Для опыта потребуется: медная пластинка (например, подойдет монета 5 коп. времен СССР, хоть это и не чистая медь), цинковая пластинка (из любой батарейки 373 или D-формат по новому, он же — R20, алкалиновые батарейки не подойдут!), кислота (мы пробовали с соляной 9%, которая продается в аптеке).

К пластинкам следует припаять проводки, которые подсоединяются к вольтметру. Между пластинами помещается бумага в несколько слоев и все это приматывается друг к другу ниткой. Затем получившаяся конструкция помещается в емкость с кислотой.

В кислоте имеются как положительные, так и отрицательные заряды. Когда медную и цинковую пластины опускают в кислоту и замыкают цепь, то положительные заряды перемещаются к одной из них, а отрицательные — к другой.

Используя лишь одну пару пластинок нам удалось получить напряжение около 0,8В, правда у такой батарейки мощность очень мала и ее не хватило для того, чтобы зажечь лампочку. (Статья об элементах питания)

Источник: http://oksla.narod.ru/experiments.html

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током – FIZI4KA

Рисует магнит. Опыты по физике

ОГЭ 2018 по физике ›

1. Опыт Эрстеда заключается в следующем. На столе располагают магнитную стрелку, которая ориентируется с севера на юг в магнитном поле Земли, и параллельно ей сверху проводник, соединённый с источником тока (см. рис. 81). При замыкании цепи стрелка повернётся на 90° и встанет перпендикулярно проводнику.

При размыкании цепи стрелка вернётся в первоначальное положение. Если изменить направление тока на противоположное, то стрелка повернётся в обратную сторону. Опыт Эрстеда доказывает, что вокруг проводника, по которому течёт электрический ток, существует магнитное поле, которое действует на магнитную стрелку.

Опыт Эрстеда показал существование взаимосвязи между электрическими и магнитными явлениями.

Об этой взаимосвязи свидетельствует и опыт, известный как опыт Ампера.

Если по двум длинным параллельно расположенным проводникам пропустить электрический ток в одном направлении, то они притянутся друг к другу; если направление тока будет противоположным, то проводники оттолкнутся друг от друга.

Это происходит потому, что вокруг одного проводника возникает магнитное поле, которое действует на другой проводник с током. Если ток будет протекать только по одному проводнику, то проводники не будут взаимодействовать.

Таким образом, вокруг движущихся электрических зарядов или вокруг проводника с током существует магнитное поле. Магнитное поле действует на движущиеся заряды. На неподвижные заряды магнитное поле не действует.

Силовой характеристикой магнитного поля является величина, называемая магнитной индукцией. Обозначается магнитная индукция буквой ​\( B \)​. Магнитная индукция является векторной величиной, т.е.

имеет определённое направление. Это наглядно проявляется в опыте со взаимодействием параллельных проводников с током.

Направление вектора магнитной индукции совпадает с направлением северного полюса магнитной стрелки в данной точке поля.

2. Обнаружить магнитное поле вокруг проводника с током можно с помощью либо магнитных стрелок, либо железных опилок, которые в магнитном поле намагничиваются и становятся магнитными стрелками.

На рисунке 87 изображён проводник, пропущенный через лист картона, на который насыпаны железные опилки.

При прохождении по проводнику электрического тока опилки располагаются вокруг него по концентрическим окружностям.

Линии, вдоль которых располагаются в магнитном поле магнитные стрелки или железные опилки, называют линиями магнитной индукции. Направление, которое указывает северный полюс магнитной стрелки, принято за направление линий магнитной индукции. Вектор магнитной индукции направлен по касательной к линии магнитной индукции в каждой точке поля.

Как следует из результатов опыта Эрстеда и опыта по взаимодействию параллельных проводников с током, направление линий вектора магнитной индукции (и линий магнитной индукции) зависит от направления тока в проводнике.

Направление линий магнитной индукции можно определить с помощью правила буравчика.

Для линейного проводника оно следующее: если направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление вращения ручки буравчика совпадает с направлением линий магнитной индукции.

3. Если пропустить электрический ток по катушке, то опилки расположатся, как показано на рисунке 88.

Картина линий магнитной индукции свидетельствует о том, что катушка с током становится магнитом. Если катушку с током подвесить, то она повернётся южным полюсом на юг, а северным — на север (рис. 89).

Следовательно, катушка с током имеет два полюса: северный и южный. Определить полюса, которые появляются на её концах можно, если известно направление электрического тока в катушке.

Для этого пользуются правилом буравчика: если направление вращения ручки буравчика совпадает с направлением тока в катушке, то направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением линий магнитной индукции внутри катушки (рис. 90).

4. Тела, длительное время сохраняющие магнитные свойства, или намагниченность, называют постоянными магнитами. Поднося магнит к железным опилкам, можно заметить, что они притягиваются к концам магнита и практически не притягиваются к его середине.

Те места магнита, которые производят наиболее сильное магнитное действие, называются полюсами магнита. Магнит имеет два полюса: северный — N и южный — S. Принято северный полюс магнита окрашивать синим цветом, а южный — красным.

Если полосовой магнит разделить на две части, то каждая из них окажется магнитом с двумя полюсами.

Положив на постоянный магнит лист бумаги или картона и насыпав на него железные опилки, можно получить картину его магнитного поля (рис. 91). Линии магнитной индукции постоянных магнитов замкнуты, все они выходят из северного полюса и входят в южный, замыкаясь внутри магнита.

Магнитные стрелки и магниты взаимодействуют между собой. Разноимённые магнитные полюсы притягиваются друг к другу, а одноимённые — отталкиваются. Взаимодействие магнитов объясняется тем, что магнитное поле одного магнита действует на другой магнит и, наоборот, магнитное поле 2-го магнита действует на 1-й.

Причиной наличия у веществ магнитных свойств является движение электронов, существующих в каждом атоме. При своём движении вокруг атома электроны создают магнитные поля. Если эти поля имеют одинаковую ориентацию, то вещество, например железо или сталь, намагничены достаточно сильно.

5. Магнитное поле действует на проводник с током. Доказать это можно с помощью эксперимента (рис. 92).

Если в поле подковообразного магнита поместить проводник длиной ​\( l \)​, подвешенный на тонких проводах, соединить его с источником тока, то при разомкнутой цепи проводник останется неподвижным.

Если замкнуть цепь, то по проводнику пойдёт электрический ток, и проводник отклонится в магнитном поле от своего первоначального положения. При изменении направления тока проводник отклонится в противоположную сторону.

Таким образом, на проводник с током, помещённый в магнитное поле, действует сила, которую называют силой Ампера.

Экспериментальное исследование показывает, что сила Ампера прямо пропорциональна длине проводника ​\( l \)​ и силе тока ​\( I \)​ в проводнике: ​\( F\sim Il \)​. Коэффициентом пропорциональности в этом равенстве является модуль вектора магнитной индукции ​\( B \)​. Соответственно, ​\( F=BIl \)​.

Сила, действующая на проводник с током, помещённый в магнитное поле, равна произведению модуля вектора магнитной индукции, силы тока и длины той части проводника, которая находится в магнитном поле.

В таком виде зависимость силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, записыватся в том случае, если линии магнитной индукции перпендикулярны проводнику с током.

Формула силы Ампера, позволяет раскрыть смысл понятия вектора магнитной индукции. Из выражения для силы Ампера следует: ​\( B=\frac{F}{Il} \)​, т.е. магнитной индукцией называется физическая величина, равная отношению силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, к силе тока и длине проводника, находящейся в магнитном поле.

Из приведённой формулы понятно, что магнитная индукция является силовой характеристикой магнитного поля.

Единица магнитной индукции ​\( [В] = [F]/[I][l] \)​. ​\( [B] \)​ = 1 Н/(1 А · 1 м) — 1 Н/(А · м) = 1 Тл. За единицу магнитной индукции принимают магнитную индукцию такого поля, в котором на проводник длиной 1 м действует сила 1 Н при силе тока в проводнике 1 А.

Направление силы Ампера определяют, пользуясь правилом левой руки: если левую руку расположить так, чтобы линии магнитной индукции входили в ладонь, а четыре пальца направлены по направлению тока в проводнике, то отогнутый на 90° большой палец покажет направление силы, действующей на проводник (рис. 93).

6. Движение проводника с током в магнитном поле лежит в основе работы электрического двигателя.

Если поместить прямоугольную рамку в магнитное поле и пропустить по ней электрический ток, то рамка повернётся (рис. 94), потому, что на стороны рамки действует сила Ампера.

При этом сила, действующая на сторону рамки ​\( ab \)​, противоположна силе, действующей на сторону ​\( cd \)​.

Для того чтобы рамка не остановилась в тот момент, когда её плоскость перпендикулярна линиям магнитной индукции, и продолжала вращаться, изменяют направление тока в проводнике.

Для этого к концам рамки припаяны полукольца, по которым скользят контакты, соединённые с источником тока.

При повороте рамки на 180° меняются контактные пластины, которых касаются полукольца и, соответственно, направление тока в рамке.

В электрическом двигателе энергия электрического и магнитного полей превращается в механическую энергию.

  • Примеры заданий
  • Ответы

Часть 1

1. На рисунке показано, как установилась магнитная стрелка между полюсами двух одинаковых магнитов. Укажите полюса магнитов, обращённые к стрелке.

1) 1 — S, 2 — N 2) 1 — А, 2 — N 3) 1 — S, 2 — S

4) 1 — N, 2 — S

2. Па рисунке представлена картина линий магнитного поля от двух полосовых магнитов, полученная с помощью магнитной стрелки и железных опилок. Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?

1) 1 — северному полюсу; 2 — южному 2) 1 — южному; 2 — северному полюсу 3) и 1, и 2 — северному полюсу

4) и 1, и 2 — южному полюсу

3. При прохождении электрического тока по проводнику магнитная стрелка, находящаяся рядом, расположена перпендикулярно проводнику. При изменении направления тока на противоположное. Стрелка

1) повернётся на 90° 2) повернётся на 180° 3) повернётся на 90° или на 180° в зависимости от значения силы тока

4) не изменит свое положение

4. Проводник, по которому протекает электрический ток, расположен перпендикулярно плоскости чертежа (см. рисунок). Расположение какой из магнитных стрелок, взаимодействующих с магнитным полем проводника с током, показано правильно?

1) 1 2) 2 3) 3

4) 4

5. Из проводника сделали кольцо и по нему пустили электрический ток. Ток направлен против часовой стрелки (см. рисунок). Как направлен вектор магнитной индукции в центре кольца?

1) вправо 2) влево 3) на нас из-за плоскости чертежа

4) от нас за плоскость чертежа

6. По катушке идёт электрический ток, направление которого показано на рисунке. При этом на концах железного сердечника катушки

1) образуются магнитные полюса — на конце 1 — северный полюс, на конце 2 — южный 2) образуются магнитные полюса — на конце 1 — южный полюс, на конце 2 — северный 3) скапливаются электрические заряды: на конце 1 — отрицательный заряд, на конце 2 — положительный

4) скапливаются электрические заряды: на конце 1 — положительный заряд, на конце 2 — отрицательный

7. Два параллельно расположенных проводника подключили параллельно к источнику тока.

Направление электрического тока и взаимодействие проводников верно изображены на рисунке

8. В однородном магнитном поле на проводник с током, расположенный перпендикулярно плоскости чертежа (см. рисунок), действует сила, направленная

1) вправо → 2) влево ← 3) вверх ↑

4) вниз ↓

9. Сила, действующая на проводник с током, который находится в магнитном поле между полюсами магнита направлена

Источник: https://fizi4ka.ru/ogje-2018-po-fizike/opyt-jersteda-magnitnoe-pole-toka-vzaimodejstvie-magnitov-dejstvie-magnitnogo-polja-na-provodnik-s-tokom.html

Опыты с магнитом для дошкольников: этапы проведения, цель, результаты

Рисует магнит. Опыты по физике

Дети очень любознательны и, удивляясь чему-либо, готовы узнать причины чуда. Родителям следует воспользоваться этими особенностями, чтобы начать знакомить ребенка, в том числе неусидчивого, с наукой. Особенно у малышей пользуются успехом опыты и эксперименты. Помните, что детям всегда интересны развивающие занятия в виде игры, и составить план-сценарий может каждый родитель.

В статье подготовлена подборка самых простых, но познавательных экспериментов с минимумом необходимого реквизита: понадобится магнит и еще несколько вещей, которые найдутся абсолютно в любой квартире. Опыты с магнитом для дошкольников можно проводить дома или демонстрировать свойства на природе.

В каком возрасте ребенок поймет опыты с магнитом?

Вообще, ограничений педагоги не делают: свойства магнита показывают и в детском саду, и в школе. Малыши магнетизм воспринимают как настоящее волшебство, старшие дети через опыты с магнитом глубже познают явления, происходящие в окружающем мире.

Во время опытных занятий развивается любознательность и активизируется мыслительная деятельность ребенка. Поэтому излишне беспокоиться, что ребенок не поймет суть эксперимента. Развитие познавательных интересов – тоже хорошая цель опыта с магнитом.

А когда малыш дорастет до новых знаний, можете повторить занятие и объяснить причины происходящих явлений.

Проведение опыта с магнитом легко организовать. Вам понадобится несколько опытных материалов – легких и знакомых малышу. Например:

  • носовой платок;
  • бумажная салфетка;
  • карандаш;
  • гайка;
  • копейка;
  • кусочек пенопласта;
  • карандаш и т.д.

И, конечно, магнит. Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать.

Этот опыт можно расширить, используя изделия из различного металла: алюминия, золота, серебра, никеля и железа. Проводя опыт, вы можете объяснить особенности металлов, показывая, чем железо отличается от других.

Обязательно разбирайте результаты опыта с магнитом. Дети впитывают знания как губка, так что не стоит бояться «нагрузить» малыша ненужной информацией. Именно в этом возрасте закладывается способность учиться и желание познавать новое.

Опыт 2: «Найди клад в пустыне»

Очень легкий опыт с магнитом для детей в форме игры. Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее?

Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло.

На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу.

Вывод: магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло.

Кстати, опыт можно превратить в еще одну игру. Сделайте на листе бумаги аппликацию, например, цветочную поляну. Из цветной бумаги вырежьте бабочку, закрепите на ней скрепку и, водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одного цветка на другой.

Опыт 3: магнит, вода и магнитное поле

Удивительными детям кажутся эксперименты с водой. Возьмите стаканчик из прозрачного пластика или стекла, опустите туда скрепки и начинайте водить магнитом по стенке стакана. Предметы из воды будут «ползти» вверх за движением магнита.

Еще один эксперимент – действие магнита на расстоянии. Начертите на листе бумаги на различном расстоянии линии. У каждой положите скрепку. Попросите ребенка проанализировать, на какое расстояние действует магнит, приближая его к опытным материалам.

Магнит проявляет свою силу только на определенном расстоянии от предмета. Когда расстояние между предметом и магнитом значительное, предмет оказывается вне области действия. Таким образом, возможно уменьшить магнитную силу или вообще ее нейтрализовать.

Это явление можно показать с помощью монетки. Обвяжите ее ниткой, приклейте нить к картону и положите его на стол. Поднесите магнит к монетке на расстояние одного метра. Перемещайте магнит ближе к монете, пока монетка не начнет двигаться.

Измерьте расстояние линейкой. Поднесите магнит еще ближе, чтобы монета притянулась к нему. Снова измерьте. Когда магнит находится в пределах линии, он притягивает монету. Но когда магнит оказывается вне линии, монета остается на месте.

Таким образом, вы сможете объяснить понятие магнитного поля и его свойства, а затем и показать. Обычно магнитное поле невидимо, но с помощью металлической стружки вы можете продемонстрировать его границы.

Насыпьте на лист бумаги или стекла металлических опилок, поднесите магнит с обратной стороны – стружка соберется в объемный узор.

Это влияние магнитного поля, которое можно заметить и приложив магнит также снизу листа под площадью, которую занимают опилки на листе. Стружка расположится по линиям поля.

Магнитное поле «глушит» песок

Еще один эксперимент на это свойство с песком. Опустите иглу в стакан и насыпьте в него немного песка. Поднесите магнит к стенкам стакана – игла не реагирует на магнит. Теперь поместите иглу в стакан с водой и проделайте с магнитом то же самое. Игла будет следовать за магнитом к краям стакана.

Объясните, что магнитное поле проникает через воду. Если бы стенки стакана состояли из какого-нибудь магнитного материала, то игла все равно притягивалась бы к магниту, но не с такой силой. Магнитное поле ослаблялось бы стенками стакана.

Опыт 4: магнит-проводник

Магнит может передавать свойства притяжения через железо. Для этого эксперимента вам понадобится сильный магнит. Действия лучше делать вертикально. Подвесьте к магниту скрепку, а к ней – следующую. Попросите ребенка вам помочь, прикрепляя «звенья» к магнитной цепи.

Еще почти подобным экспериментом можно показать, что магнитное поле легко создать искусственно. Уберите магнит от цепочки скрепок, если потом подносить их друг к другу, то они начнут притягиваться, как если бы работал магнит. Это происходит потому, что атомы в железном предмете под влиянием магнитного поля выстраиваются в такой же ряд, как и в магните, на время приобретая его свойства.

Можно продемонстрировать действие магнитного поля Земли. Для этого потребуется компас, иголка и прозрачная тарелка. Объясняйте все этапы проведения опыта с магнитом.

Подержите иголку несколько минут на магните, потом нанесите на нее масло и опустите в тарелку с водой. Иголка начнет двигаться, пока не замрет в одном положении. Поднесите компас к тарелке, если прибор исправен, его стрелка покажет то же направление, что и намагниченная иголка.

Расскажите ребенку, что Земля – это тоже магнит. И магнитное поле планеты направляет магнитную стрелку компаса на север.

Эксперимент с компасом можно провести на природе – так увлекательно и еще познавательнее. Конечно, определять направление таким образом будет не очень удобно, но интересно. Таким образом, вы продемонстрируете пример «волшебных» свойств привычных предметов, которые могут заменить в походе компас.

Чудо-магнит

Интересны не только опыты с магнитом, но и короткий рассказ о нем. Покажите ребенку, что магниты есть во многих вещах: телефонах, компьютерах, шкафах и т.д. Магниты используют в автомобилях, электродвигателях, музыкальной аппаратуре, игрушках и т.д. Расскажите ребенку:

  1. Происхождение магнита.
  2. О магнитах в Солнечной системе.
  3. О естественных и искусственных магнитах.

Познавательное занятие можно провести до опытов, во время опытов или после раскрыть все секреты. Мы немного вам поможем, впрочем, наш материал легко дополнить и расширить.

Что такое магнит?

Это тело, способное притягивать железные и стальные предметы. Известен давно, еще древние китайцы более двух тысяч лет назад знали о магнитах. Магнит – от названия региона, где обнаружили магнитные залежи – Магнисия. Это в Малой Азии.

Мы уже говорили, что Земля – магнит, добавьте также, что в человеке тоже существует магнитное поле. Расскажите о людях, которые притягивают железные предметы. В интернете много роликов и фотографий с примерами. Магнитное поле в человеке делает видимым и его энергетическую оболочку через специальное оборудование.

Если ребенку вы рассказывали о галактике, то ему покажется интересным факт о том, что планеты в Солнечной системе тоже являются гигантскими магнитами.

Расскажите ребенку о видах магнита. Бывают природные – залежи магнитных руд — и искусственные – созданные человеком из магнитотвердых материалов или с помощью электрического тока.

Источник: http://fb.ru/article/337075/opyityi-s-magnitom-dlya-doshkolnikov-etapyi-provedeniya-tsel-rezultatyi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.