December 05 2016 16:38:13
School Nogma
Навигация
 
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации .

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
 
Наука арабского халифата
Естествознание

Культура и научные достижения арабского халифата являются неотъемлемой частью истории развития естественнонаучных знаний. Благодаря бурной переводческой деятельности ученых арабского Востока сохранилось наследие  античных авторов для последующих поколений.

Неоспорим также вклад арабов в математическую науку (Абу-ал-Вафа, Омар Хайям, Ибн-аль-Хайсам), медицину (Ибн-Сина (Авиценна), Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, семья Бахтишо), теоретические основы алхимии (Ал-Джебр (Гебер)) и физический эксперимент (Аль-Бируни, Альгацини), философию (Аль-Кинди, аль-Фараби), географию, астрономию (Улугбек), историю и грамматику. Научные центры арабов (Багдад, Куфа, Басра, Харон, Кордова, Самарканд) включали библиотеки, обсерватории, переводческие отделы. В этот период была создана сеть средних и  высших школ.

Европейское Средневековье (IX – XV века)

Распространившееся в Средние века в Европе христианство упразднило взгляд на историю, как на повторяющиеся периоды,  и создало высокоразвитую богословскую науку, построенную на правилах логики.

Возникновение университетов (X-XII века)

Принцип Оккама (XIV век):  «Сущности не следует умножать без необходимости» (лат. Entia non sunt multiplicanda sine necessitate).

Никола Кузанский (1401 - 1464). “Об ученом незнании”.

Прекрасная упорядоченность Вселенной – дело рук Творца и демонстрация его могущества.

  1. Вселенная не может быть ограничена, поскольку тогда нужно было бы допускать существование чего-то за его границами.

  2. Ни Земля, ни Солнце, ни какое-то другое небесное тело не могут быть центром Вселенной.

  3. Центр Вселенной – везде, а граница – нигде.

  4. Все космические тела, включая Землю, материально единствы.

  5. Движение Земли в пространстве является абсолютно реальным, невзирая на ощущение недвижимости. Такие же ощущения испытывал бы любой другой наблюдатель, который находился бы на любом другом небесном теле, и все они в этом смысле были бы равноправными.

  6. Космос населен: “Ни один звездный участок не лишен жителей".


Эпоха Возрождения (ХV – XVI века)

В этот период складывается новое отношение к месту и роли человеку в Космосе. Созданный «по образу и подобию…» человек начинает занимать активную, деятельную, преобразующую роль и функцию по отношению к миру Природы. Происходит смена пространственно-временных представлений: разнородное символически и смысловое пространство-время заменяются однородным и изотропным бесконечным абсолютным пространством и абсолютным однородным временем.

В эпоху Возрождения происходит поворот к эмпирическому и свободному от догматизма рационалистическому исследованию. Этому способствовало и изобретение книгопечатания (середина XV-го века), резко расширившего базу для будущей науки. Происходит становление гуманитарных наук; появляется научная критика текстов, закладываются основы научной хронологии. Параллельно идёт стремительное накопление новых эмпирических знаний (особенно с открытием Америки (1499) и началом эпохи Великих географических открытий), подрывающее картину мира, завещанную классической традицией. Жестокий удар по ней наносит и теория Коперника. Возрождается интерес к биологии. Занятия алхимией все более связаны с прикладными, практическими задачами, а не с поиском пятой сущности.

Леонардо да Винчи (1452 — 1519)

«…Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности».

Николай Коперник (1473 — 1543).  «Об обращении небесных сфер». 1543.

Гелиоцентрическая система:

  1. Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра.

  2. Центр Земли — не центр вселенной, но только центр масс и орбиты Луны.

  3. Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира.

  4. Расстояние между Землёй и Солнцем мало по сравнению с расстоянием до звёзд.

  5. Суточное движение Солнца — воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, параллельной самой себе.

  6. Земля обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце —  эффект движения Земли.

  7. Это движение Земли и других планет объясняет их расположение на небесной сфере и конкретные характеристики движения планет.

«Я думаю, что тяжесть есть не что иное, как некоторое стремление, которым божественный Зодчий одарил частицы материи, чтобы они соединялись в форме шара. Этим свойством, вероятно, обладают Солнце, Луна и планеты; ему эти светила обязаны своей шаровидной формой».

Джордано Бруно (1548-1600). Идеи бесконечной Вселенной и многочисленности населенных миров: “Центр – везде, периферия – нигде”.

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, авторизуйтесьили зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Время загрузки: 0.06 секунд 4,195,194 уникальных посетителей