December 05 2016 16:36:59
School Nogma
Навигация
 
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации .

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
 
Естествознание
Естествознание

Естествознание – наука о природе как едином целом, или система естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое.

Концепции - это:

  • совокупность наиболее существенных элементов теории или учения;

  • определенный способ понимания (трактовки) каких-либо явлений;

  • основная точка зрения, -

т.е. самые важные, принципиальные для понимания того или иного учения модели, идеи и положения.

Концепции СОВРЕМЕННОГО естествознания – основные модели, идеи и теории, характерные для сегодняшнего состояния науки.


Изучение концепций современного естествознания необходимо, так как в процессе изучения этой дисциплины:

  • повышается качество профессионального обучения;

  • повышается общекультурный статус;

  • повышается эрудиция в области современного естествознания;

  • формируются представления об естественнонаучных методах познания;

  • формируются естественнонаучная картина мира и целостный взгляд на окружающий мир;

  • формируется осознанное отношение к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

  • развиваются интеллектуальные и творческие способности;

  • развивается критическое мышление и формируется потребность в оценке достоверности источников информации;

  • формируются навыки работы с естественнонаучной информацией;

  • воспитывается толерантное отношение к чужому мнению.

И как итог: развивает личность в целом!

Единство законов природы и системный принцип

1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Познавательная деятельность человека

Наука как одна из форм познания мира

Картина мира


  • целостная картина мира


  • общенаучная картина мира

  • естественнонаучная картина

  • частнонаучная картина мира

  • индивидуальная (личная) картина мира


  • мифологическая картина мира

  • религиозная картина мира

  • научная картина мира



Естествознание в мировой культуре:

  • знания о мире;

  • технические и технологические достижения;

  • метод мышления;

  • мировоззренческие позиции;

  • картина мира.

2. Наука как форма познания

Особенности научного метода познания:

  1. Описание, объяснение и предсказание явлений природы на основе естественных причин.

  2. Выделение особого предмета (объекта) исследований.

  3. Поиск наиболее общих количественно формулируемых законов природы.

  4. Наличие исходных предпосылок (философские основания).

  5. Формирование определенной лексики (научные термины и понятия).

  6. Создание специального языка символов (формализация, математизация).

  7. Использование специального оборудования: приборов и инструментов.

  8. Использование эмпирико-рациональных (опыт + рассуждения) методов получения знаний.

  9. Существование специальных правил рассуждения, обобщений и выводов (логика).

  10. Использование полученных знаний на практике.



Функции науки:

  1. Объяснительная.

  2. Описательная.

  3. Прогностическая.

  4. Мировоззренческая.



Критерии научного знания:

  1. Объективность.

  2. Достоверность

  3. Точность.

  4. Системность.

  5. Прогностичность



Этические принципы научных исследований:

  • самоценность истины;

  • исходный критицизм;

  • свобода научного творчества;

  • новизна научного знания;

  • равенство ученых перед лицом истины;

  • общедоступность истины.



Логика научного познания      

Фундаментальные философские соотношения, определяющие картину мира Дискретность - непрерывность

Необходимость - случайность

Определенность - вероятность

Часть - целое

Абсолютность – относительность

Единичное – общее

Порядок – хаос

Ограниченность - бесконечность

Обратимость – необратимость

Структура научной теории

Всеобщие методы и подходы научного познания

Холизм – редукционизм

Системность

Диалектика - метафизика

Фундаментальные принципы в физике

Принцип причинности

Принцип соответствия

Принцип комплементарности (дополнительности)

Принцип относительности

Принцип соотношения неопределенностей

Принципы симметрии

Принцип суперпозиции

3. Эмпирические и теоретические уровни и методы исследования

Методы исследования                     Общенаучные методы познания

  • Всеобщие

  • Общенаучные

  • Частнононаучные


Три ступени чувственного познания

  • Восприятие

  • Ощущение

  • Представление


Стадии эмпирического познания:

1. Выбор исследуемой единичной вещи.

2. Отвлечение от несущественных свойств и образование эмпирического понятия.

3. Исследование свойств отвлеченного понятия (непрямое, косвенное познание).

4. Получение дополнительных знаний об отвлеченном понятии.

5. Подведение единичной вещи под понятие.

6. Распространение дополнительных знаний на подведенную под понятие вещь.

Итог исследовательской деятельности эмпирического уровня:

  • Научный факт

  • Эмпирические понятия

  • Эмпирическое обобщение (закон)


Три ступени теоретического мышления:

  • Понятие

  • Суждение

  • Умозаключение

Итог исследовательской деятельности теоретического уровня:

  • Гипотеза

  • Теоретическая модель

  • Мысленный эксперимент

  • Теоретическое понятие

  • Теоретический закон

  • Теория

4. Предмет естествознания. Стратегии мышления и типы рациональности

Предмет естествознания



Трансдисциплинарные идеи

  1. Идея модельности описания.

  2. Иерархичность моделей природы.

  3. Идея единства объекта и его окружения.

  4. Идея целостности Природы.

  5. Идея пространственно-временных отношений.

  6. Идея экспериментальной достоверности.

  7. Идея развития Природы.


Стратегии естественнонаучного мышления

Классическая Неклассическая
1. Исследователь – сторонний наблюдатель 1. Исследователь - участник исследуемого события (явления).
2. Случайных событий не бывает 2. Стохастический характер явлений природы
3. Однозначный детерминизм – точная предопределенность прогнозов 3. Вероятностный характер прогноза
4. Классическая формальная альтернативная логика 4. Неклассическая логика
5. Принципиально контролируемое и устранимое воздействие. 5. Принципиально неконтролируемое и неустранимое воздействие , ограничения на минимальное воздействие
6. Наглядность 6. Потеря наглядности

Типы научной рациональности:

  • Натурфилософская (донаучная)

  • Классическая

  • Неклассическая

  • Постнеклассическая


Периодизация естествознания

  • Донаучный период (VII в. до н.э. – XVI в. н. э.) - натурфилософия древних

  • Классическое естествознание (XVII – XIX вв.).

  • Неклассическое естествознание (ХХ в.) - Релятивистская механика. Квантовая механика. Картина мира на основе корпускулярно-волнового дуализма, СТО и вероятностного подхода.

  • Постнеклассическое естествознание (с последней трети ХХ в.) - Синтез учения об универсальном и глобальном эволюционизме и синергетики. Описание мирового развития как последовательную смену рождающихся из хаоса структур, временно обретающих стабильность, но затем стремящихся к хаотическим состояниям.5-6. Эволюция естественнонаучного знания и форм организации науки


Наука как познавательный метод, культурное явление и  социальный институт:

  • СИСТЕМА эмпирических и теоретических описательных и объяснительных конструкций, имеющая экспериментальное качественное и количественное подтверждение, основанное на использовании математической обработки результатов;




  • система трансляции знаний (система образования);

  • социальные формы организации сообществ, целью которых являются получение новых знаний.

Натурфилософия эпохи Античности

Наука классической Греции

Милетская школа

Идеи (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит): проблема поиска первоначала, причин его движения, идея безостановочной изменчивости вещей, общий закон (логос) для всех, сосуществование и противоборство противоположных качеств, цикличность развития.

Пифагореизм

Идеи (Пифагор, Филолай, Алкмеон): мир, гармония, число и мера, порядок, закон

Элейская школа

Идеи (Ксенофан, Парменид, Эмпедокд, Зенон): дуализм познания, постановка вопроса о движении и о природе континуума, четыре стихии, красота как критерий отбора.

Софисты

Возникновения риторики и грамматики. Понятие. Формирование законов логики. «Человек как мера всех вещей существующих и не существующих».

Атомисты

Появление принципов дискретности и причинности. Пустота и атомы. Левкипп, Демокрит

Анаксагор

Принцип: «Все во всем», материальное единство природы, Ум как причина и закон мира.

Платон и Академия

Метод Сократа – майовтика и эвристика. Космология и теория познания. Мир эйдосов.

Аристотель и Ликей

Метод Аристотеля. Аристотелевская научная программа: единая первостихия, отсутствие пустоты и бесконечности в природе, континуальная программа Развитие космологических представлений Аристотеля: разделение мира на подлунный и небесный, концепция естественных мест.

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, авторизуйтесьили зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Время загрузки: 0.07 секунд 4,195,174 уникальных посетителей